«Цифра» в помощь: автоматизация оценки образовательных результатов в LMS Moodle



Представленный на конкурсный отбор инновационный продукт аккумулирует в себе опыт двух образовательных организаций, работающих в одном направлении: гимназии № 631 Приморского района Санкт-Петербурга и школы № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга. С 2012 года обе образовательные организации параллельно работали в направлении «Оценка качества образования», результативно представляли свой опыт на конкурсах и фестивалях различных районов Санкт-Петербурга. На основании Распоряжения Комитета по образованию от 29.06.2020 № 1287-р «О признании образовательных учреждений экспериментальными площадками Санкт-Петербурга» гимназия № 631 и школа № 500 являются сетевыми партнёрами региональной экспериментальной площадки и уже в статусе РИП продолжают совместную реализацию заявленного на конкурс направления. Обобщённый опыт по оценке качества образования гимназии № 631 и школы № 500 внедрён в деятельность экспериментальной площадки и был представлен педагогической общественности в 2022 году.

Для решения задачи цифровизации (автоматизации) было выбрано свободно распространяемое программное обеспечение Moodle. Эта система управления образовательным контентом (LMS) является лучшим решением для организации образовательного взаимодействия (обучения, контроля, обратной связи и пр.). На основании Распоряжения Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» использование аналогичных платформ относится к современным цифровым технологиям, а именно технологии цифровых коммуникаций.

Система управления образовательным контентом Moodle используется как электронная система оценки достижения образовательных результатов. В основе предложенной внутренней системы оценки результатов лежит принцип объективности (независимости результата от личности учителя). Разработанные оценочные процедуры предполагают уменьшение нагрузки на педагогов в вопросе проверки и анализа работ. Методическая служба школы занимается созданием базы тестовых заданий по предметным областям, на основании которых формируются контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного, тематического контроля. Контрольно-измерительные материалы представляют собой контрольные и тестовые задания, входящие в состав УМК, используемых для реализации образовательной программы. Обучающиеся имеют возможность даже из дома многократно проходить тематические тренировочные тесты, задания в которых формируются случайным образом и практически не повторяются.

Ресурс гимназии № 631, созданный на основе программного обеспечения Moodle, доступен с любого устройства с выходом в Интернет, имеет удобный кириллический адрес “моягимназия.рф”. Ресурс школы № 500 расположен на внутреннем сервере, доступ к нему осуществляется из школьной локальной сети. Совместную опытно-экспериментальную деятельность партнёры осуществляют на портале «ГуманитариУм.рф», который создан на основе LMS Moodle.

Для методического обеспечения процесса внедрения инновационного продукта в систему образования было создано учебно-методическое пособие «Создание образовательного контента в электронной системе управления обучением на основе свободно распространяемого программного обеспечения LMS Moodle». Оно апробировано в ходе реализации эксперимента и используется для обеспечения методического сопровождения повышения квалификации педагогов школ-партнёров, организованного внутри образовательных организаций. Кроме того, методическое пособие используется при реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Оценочные процедуры во внутришкольной системе оценки качества образования», разработанной сетью образовательных организаций:

  • Головной центр мониторинга и сертификации Отраслевой системы, Университет ИТМО,
  • ГБОУ гимназия № 631 Приморского района Санкт-Петербурга,
  • ГБОУ школа № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Методическое пособие не имеет узкой ориентации, а адресовано всему педагогическому сообществу, так как в своей образовательной деятельности педагоги Санкт-Петербурга работают с аналогичными сайтами:

  • Городской портал дистанционного образования Санкт-Петербурга: https://do2.rcokoit.ru/
  • Курсы повышения квалификации СПб ЦОКОиИТ: https://do3.rcokoit.ru/
  • Центр непрерывного повышения педагогического мастерства СПбАППО: https://iom.spbappo.ru/

Сложности с организацией образовательного процесса в традиционной, очной форме в последние два года поставили образовательные организации в условия необходимости овладения новыми цифровыми технологиями. Многие школы выбрали для себя LMS Moodle в качестве технологического решения для организации дистанционного обучения. А значит, это методическое пособие будет интересно педагогам и администрации этих образовательных организаций.

Представленная идея значима для развития региональной системы образования.

Инновационные продукты, разработанные гимназией № 631 и школой № 500, прошли взаимную экспертизу и были частично внедрены во внутреннюю систему оценки качества, дополнив имеющиеся технологии и инструментарий партнёров.

Элементы представленной системы прошли апробацию в других образовательных организациях Санкт-Петербурга и других регионов: это ГБОУ школа № 483 с углубленным изучением информатики Выборгского района Санкт-Петербурга и МБОУ гимназия № 85 города Барнаула.

На данный момент совместными усилиями двух образовательных организаций (гимназии № 631 и школы № 500) в LMS Moodle созданы:

  • цифровые образы контрольно-измерительных материалов для оценки предметных результатов (текущий, промежуточный контроль) во 2–10 классах;
  • цифровые образы диагностических материалов по оценке метапредметных результатов (читательской грамотности) в 5–8 классах;
  • цифровая (автоматическая) система оценки уровня сформированности метапредметных результатов через индивидуальный итоговый проект, построенная на основе кодификатора УУД, в 9–11 классах.

Контрольно-измерительные материалы представляют собой тестовые задания, входящие в состав УМК, используемых для реализации образовательной программы.

Коллективы гимназии № 631 с 2012 года и школы № 500 с 2015 года входят в состав районных рабочих групп по педагогическим измерениям. В ходе этой инновационной работы педагоги ОО разрабатывают КИМ по образовательным программам, которые в дальнейшем проходят сертификацию в Головном центре мониторинга и сертификации Отраслевой системы (Университет ИТМО). Эти сертифицированные тесты «оцифрованы» и включены в систему оценки качества образовательных результатов в среде Moodle.

Разработанные тесты могут быть экспортированы в аналогичные системы управления образовательным контентом (LMS Moodle) любого уровня.

Авторы не ставят задачи разработки электронных КИМов для всех образовательных программ. На примере взаимодействия межрайонного уровня апробирована модель обмена успешными практиками по оценке качества образования с использованием LMS Moodle.

Более важная задача, решаемая с помощью представленной системы, — обеспечение методического сопровождения педагогов и администрации образовательных организаций в вопросах:

  • создания образовательного контента,
  • разработки оценочных материалов,
  • проведения оценочных процедур,
  • организации системы оценки образовательных результатов на основе LMS Moodle,
  • использования полученных результатов в принятии управленческих решений.

Образовательные организации-партнёры (гимназия № 631 и школа № 500) могут стать ресурсными центрами по организации методического сопровождения цифровизации оценки качества образования на основе свободно распространяемого программного обеспечения Moodle.

В ходе деятельности ресурсных центров может быть более широко раскрыт потенциал LMS Moodle в создании образовательного контента, организации оценочных процедур. Учитывая последние тенденции, связанные с ограничениями по использованию иностранного программного обеспечения и ресурсов, можно предположить, что Moodle может стать альтернативой в организации дистанционного обучения.

Географическая удалённость партнёров позволит обеспечить больший охват педагогов, вовлечённых в систему неформального и формального повышения квалификации. Организаторами (заказчиками) повышения квалификации на базе ресурсных центров могут выступать образовательные организации, заинтересованные в цифровизации образования.

Представленная система оценки качества образовательных результатов направлена на повышение качества образования и развитие образовательной инфраструктуры, в том числе цифровой образовательной среды. Продукт ориентирован на решение актуальных задач развития региональной системы образования.


Список литературы

  1. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.
  2. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие. – СПб., 2007. – 108 с.
  3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. – М.: МГОУ, 2006. – 167 с.
  4. Даутова О.Б., Баранова Н.Б., Игнатьева Е.Ю. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников. Новые практики формирования и оценивания: учебно-методическое пособие. Серия: Петербургский вектор внедрения ФГОС НОО. – СПб.: Каро, 2020.
  5. Гостевая Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). – С. 34–57.
  6. Шишлина Н.В. Автор электронного курса: учебно-методическое пособие. – Ижевск: ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2015. – 77 с.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
Яндекс.Метрика