В современном мире, характеризующемся активным расширением цифровых технологий, проникающих во все сферы жизни и деятельности человека, меняется вектор рассмотрения сущности и содержания образования. Среди приоритетных направлений модернизации образовательных систем в последние годы ведущие позиции занимают дистанционные, интерактивные формы обучения и воспитания, предполагающие активное самостоятельное использование обучающимися и воспитанниками современных достижений цифрового пространства. Между тем, если в школах и высших учебных учреждениях разработаны достаточно эффективные модели цифрового взаимодействия участников образовательной деятельности, где роль педагога трансформирована в позицию куратора, тьютора, направляющего и координирующего процесс самообразования и саморазвития личности обучающегося, то в дошкольном образовании есть целый ряд особенностей и проблем, связанных со спецификой возраста воспитанников. В связи с этим возникает необходимость в кардинальной смене концептуальных подходов к педагогике и дидактике дошкольного образования [2].
Основные нормативные документы в сфере обучения и воспитания дошкольников ориентируют не только на внедрение принципов индивидуализации, цифровизации, расширения жизненного опыта в процессе самостоятельной деятельности, творческого взаимодействия и решения проблемных ситуаций [3]. В качестве одного из ведущих направлений реформирования дошкольного образовательного пространства выступает обеспечение интеграции семейного воспитания с процессами обучения и развития личности ребёнка, осуществляемыми в дошкольном образовательном учреждении. При этом само пространство обучения, воспитания и развития дошкольников расширяется в интерактивную среду взаимодействия субъектов образования, в котором сливаются пространство группы, мобильные и интернет-технологии, обеспечивающие интерактивное взаимодействие. При этом каждый участник образовательного процесса может одновременно находиться в нескольких пространствах взаимодействия и включаться в разные компоненты деятельности и саморазвития [1].
Взаимодействие в образовательном учреждении сменяется кросс-действием, в котором субъект всегда находится одновременно и офлайн, и онлайн, он создаёт собственный образовательный продукт и делится им, проектирует траекторию своего развития и взаимодействия с другими участниками процесса. При этом неизбежно возникает противоречие между функционированием открытого онлайн-пространства и ограничениями, накладываемыми выполняемой ролью. Если школьники и студенты могут проектировать собственное самообразовательное пространство и пробовать себя в разных ролях, то ребёнок дошкольного возраста всецело зависит от специфики функционирования той среды, которую создают для него взрослые. Дидактика современного дошкольного образования сфокусирована вокруг решения основной задачи: обеспечения продуктивного взаимодействия педагогов и родителей с целью выработки единой стратегии воспитания, обучения и развития личности ребёнка [9].
В цифровом пространстве педагогическое взаимодействие представляет собой рефлексивную коммуникацию, реализующуюся посредством актов рефлексии во время кросс-действий [6]. При этом дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) становится пространством конструктивных социокультурных встреч субъектов образовательного процесса, где педагоги и родители выступают одновременно партнёрами и дизайнерами дидактического процесса, цель которого состоит в создании благоприятного развивающего пространства для детей, в котором дошкольники смогут осуществлять различные кросс-действия и реализовывать новые способы и средства взаимодействия [4].
И. Янки отмечает, что в цифровом мире межличностная коммуникация преобразуется в мульти-кросс-действие, в результате чего обучение, воспитание и развитие личности становится рефлексивной формой сотрудничества. Пространства такого взаимодействия предоставляют возможность проектирования процесса обучения и воспитания дошкольников таким образом, чтобы обеспечивалась личностная, педагогическая и социальная поддержка дошкольников при смене ролей от потребителя знаний к творцу группового знания; интеграция пространства ДОУ с окружающим миром; возможность для взрослых смотреть на мир глазами детей; перевод обучения и воспитания в форму рефлексивного мульти-кросс-действия [8].
В цифровой дидактике дистанционные технологии обучения и воспитания играют ведущую роль, позволяя осуществлять инновационное проектирование и реализацию процесса развития личности ребенка [5].
Цель модели — создать цифровую образовательную среду в ДОУ, соответствующую актуальным потребностям семьи, через организацию активного взаимодействия с родителями воспитанников в электронном пространстве. Задачи реализации модели: повышение педагогической культуры родителей; изучение потребности семей на получение качественных образовательных услуг; анализ, обобщение и распространение передового опыта семейного воспитания; повышение компетентностей родителей в вопросах воспитания и развития личности ребёнка; психолого-педагогическое сопровождение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ГБДОУ детский сад № 26 Санкт-Петербурга (рис. 1).
Рис. 1. Модель дистанционного взаимодействия ГБДОУ № 26 Санкт-Петербурга с семьями воспитанников
Контент содержит разделы и вкладки для каждой возрастной группы воспитанников; вкладки для педагогов и других специалистов ДОУ (психологов, педагогов, музыкальных, физкультурных, медицинских работников и др.); наполнение для родителей. В этих разделах размещается учебно-методический материал в формате, доступном и понятном для родителей и воспитанников. При разработке платформы учитывалась возможность и необходимость реализации всех направлений образовательной деятельности, а также возможность обеспечения взаимодействия с другими социальными и образовательными институтами.
Сотрудники ГБДОУ № 26 еженедельно дополняют и обновляют контент в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. При этом обеспечивается структурирование материалов по разным видам детско-взрослых активностей по темам недели, направлениям образования, целям взаимодействия и т.д.
В форматах фото- и видеопрезентаций, коллажей, динамических слайд-шоу педагоги отображают все основные формы деятельности детского сада и вовлекают семьи воспитанников в активное участие в образовательном и воспитательном процессе. Посредством такого сотрудничества родители становятся членами единой команды, общей целью которой является развитие личности ребенка и обеспечение его успешной социализации в стремительно меняющемся мире.
Примерную структуру тематических интерактивных блоков можно представить в следующем виде:
Рис. 2. Примерная структура тематических блоков
Подобная структура позволяет воспитателям не только находиться всё время на связи с другими участниками образовательного процесса и осуществлять координацию и контроль, но и обеспечивает уникальную возможность для повышения собственного профессионального уровня, развития педагогической компетентности в процессе обмена передовым опытом со своими коллегами. Участие детей и родителей в совместных онлайн-мероприятиях (вебинарах, тренингах, видеоконференциях, мастер-классах, интерактивных играх, проектах и др.) позволяет создать атмосферу конструктивного деятельностного общения, формирующую единую направленность образовательного процесса и способствующую максимально правильному и полному восприятию концепции развития личности ребенка.
Дистанционный формат взаимодействия помогает повысить активность родителей и их педагогическую компетентность, интерес к новым интерактивным формам воспитания и образования дошкольников [5]. Помимо этой платформы, воспитатели ГБДОУ № 26 осуществляют свою деятельность в рамках собственных сайтов, где проектируют траекторию собственного педагогического роста и развития, делятся наработками в области теории, технологии и методики воспитания, создают собственную дидактическую систему, постоянно пополняя и расширяя свою методическую копилку. Подобные сайты и образовательные платформы являются эффективной площадкой для публикаций и обобщения опыта работы; презентации собственных достижений; пространством, позволяющим найти единомышленников, обмениваться опытом.
Дистанционное образование в ДОУ с использованием инновационных коммуникативных технологий позволяет педагогам и родителям повышать уровень знаний за счёт применения современных средств: тематических сайтов, YouTube-каналов, авторских колонок на образовательных сайтах и др. При этом в рамках дистанционного взаимодействия с родителями педагог может выбирать и создавать собственные информационные ресурсы по разным направлениям: методические разработки и дидактические материалы; конспекты занятий; презентации и видеоматериалы, викторины; учебные программы, развивающие игры, модули по различным видам деятельности; профессиональные практики. Технологии дистанционного взаимодействия педагогов дошкольной организации с родителями воспитанников не только не противоречат современным тенденциям развития образования, но и являются эффективным современным способом взаимодействия с семьями воспитанников, актуальным на текущем этапе социально-экономического и кросс-культурного развития общества, доступным всем участникам образовательного процесса [8].
Следует отметить, что дистанционные формы взаимодействия не могут полностью заменить традиционное воспитание в ДОУ, в связи с чем на сегодняшний день наиболее востребованными и актуальными выступают смешанные модели дошкольного образования. Цифровые ресурсы могут быть эффективно встроены в тему занятия, могут стать дополнением к традиционным видам деятельности, позволяют обеспечить возможность педагогам и родителям воспитанников общаться в удобном формате и в удобное время.
Создание адаптивной образовательной среды (АОС) является первоочередной задачей в аспекте реализации концепций непрерывного образования и воспитания, модернизации, цифровизации и обеспечения интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса. Под адаптивной образовательной средой понимают определенную социально-педагогическую систему, максимально приспособленную к условиям изменяющейся социально-экономической жизни, запросам общества и потребностям участников образовательного процесса. Целью организации такой среды является, с одной стороны, обеспечение реализации требований ФГОС и других государственных нормативных документов, а с другой — максимальная адаптация образовательного и воспитательного пространства к индивидуальным особенностям, потребностям и запросам личности [7].
Основными компонентами образовательной среды адаптивного типа являются: пространственно-семантический, включающий в себя дизайн, архитектурные решения, символическое оформление (логотипы, герб, эмблемы, визитка учреждения и др.); содержательно-методический, отражающий подробное описание содержания, структуры, форм, методов, технологий образования и воспитания детей; коммуникативно-организационный, подразумевающий наиболее комфортное и эффективное взаимодействие участников в процессе обучения и воспитания, с учётом половозрастных, национальных, религиозных, личностных особенностей; выбор стиля общения, организацию управленческой структуры, способов и средств коммуникации участников.
Представленное в модели наполнение направлено главным образом на реализацию содержательно-методического и коммуникационно-организационного компонентов. Это обусловлено тем, что создание единого цифрового формата взаимодействия с родителями воспитанников невозможно без описания целевого, методического, технологического элементов организационной структуры при первостепенной направленности на обеспечение эффективной коммуникации участников. В процессе разработки и реализации модели были использованы такие методы, как анкетирование, опрос, беседа, анализ нормативной документации, воспитательных планов и программ педагогов, SWOT-анализ образовательной среды.
Актуальность реализации модели дистанционного взаимодействия ГБДОУ № 26 Санкт-Петербурга с семьями воспитанников обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, а с другой — интересами и потребностями детей и родителей. Задачи реализации модели: активизировать взаимодействие с родителями воспитанников в вопросах организации воспитания и развития дошкольников в соответствии с социальными запросами и потребностями личности; привлечь родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом — для обеспечения максимального взаимопонимания, достижения общих целей; создать единую образовательную и коммуникативную среду для обмена опытом, осуществления непрерывного образования и воспитания детей; развивать цифровую грамотность педагогов и родителей — для обеспечения возможности получать актуальную информацию об особенностях развития дошкольников, способах решения педагогических проблем; формировать способности использовать современные образовательные ресурсы в полной мере; формировать условия, стимулирующие человека к творческому поиску, принятию нестандартных и эффективных решений [10].
Согласно полученным данным по результатам анкетирования и опроса родителей на предмет удовлетворенности работой учреждения детский сад имеет достаточно высокий рейтинг. Родители активно поддерживают педагогов и охотно откликаются на инновационные предложения и начинания. Практически во всех группах родители активно включаются в обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного ребёнка в новых форматах.
Между тем особенности социально-экономического развития региона и страны формируют необходимость непрерывного расширения и обновления спектра образовательных методов, форм и технологий, используемых в процессе педагогического взаимодействия воспитателей и администрации ГБДОУ № 26 с родителями.
В связи с этим внедрение инновационной модели дистанционного взаимодействия ГБДОУ № 26 Санкт-Петербурга с семьями воспитанников открывает широкие перспективы для оптимизации сотрудничества с семьями воспитанников, поддержания института семьи, формирования у дошкольников единой системы ценностей и ориентиров, обеспечения непрерывного, динамического развития и модернизации образовательной, воспитывающей и развивающей среды детского сада. Модель дистанционного взаимодействия ГБДОУ № 26 Санкт-Петербурга с семьями воспитанников направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании дошкольника. Обязательным компонентом реализации любой инновационной модели является выбор диагностического инструментария и организация первичной и повторной диагностики эффективности реализуемых методов и форм деятельности, а также проведение периодических мониторингов с целью оценки и коррекции особенностей и направлений реализации образовательной модели. Диагностика и оценка качества образовательной деятельности в ГБДОУ № 26 ведется как в очном формате (беседы, опросы, посещение семей и др.), так и дистанционно (анкетирование и опросы с использованием Google-форм, интерактивных листов, социологические исследования, в том числе посредством организации тематических групп в социальных сетях, статистическая обработка отчётной документации и результатов мониторинга и т.д.).
Проведённый анализ показал, что, наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьей (беседы и консультации, семинары-практикумы, общие и групповые родительские собрания, дни открытых дверей, открытые занятия, совместные праздники и развлекательные мероприятия, создание родительских уголков, интерактивных журналов и газет ГБДОУ № 26, педсовет и др.), в учреждении удачно зарекомендовали себя новые форматы дистанционного взаимодействия с родителями (тренинги, вебинары, интерактивные консультации в цифровой среде, функционирование Родительского клуба и др.). При этом указанные формы взаимодействия направлены на решение приоритетных задач воспитания и развития личности ребёнка, а также на повышение педагогической компетентности и информированности родителей: при составлении социального портрета семьи воспитанника осуществляется знакомство с демографической, социально- профессиональной характеристикой семьи, жилищно-бытовыми условиями, культурным уровнем, составляется краткая педагогическая характеристика на основании заполненной родителями Google-формы; для знакомства родителей со структурой и спецификой проведения занятий, условиями пребывания детей в детском саду, вовлечения в воспитательно-образовательный процесс группы распространяется «Интерактивный лист»; для предоставления родителям более конкретной, для данной группы, информации о содержании образовательной деятельности, сроках реализации образовательных проектов или результатах в уголках для родителей каждой группы имеется «Карманная информация». Для формирования у родителей интереса к сущности и специфике организации воспитательных и развивающих занятий созданы каталоги интерактивных дидактических игр по работе с детьми — проект «Интерактивная Радуга». Итоговые продукты дистанционных образовательных проектов на уровне детского сада, как правило, очень объёмные, разноплановые, поэтому для обобщения и распространения в родительских чатах используется сервис Genialli.
Обобщение полученных результатов позволяет утверждать, что учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будут использованы электронные пособия (глобус, пол, стол, микроскоп), компьютер. Интерактивные технологии в качестве дидактического средства и использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении и в семье являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей среды дошкольного учреждения.
Список литературы
- Бахтина О.И., Монахов В.М. Формирование нового взгляда на информатизацию и научно-технологическое развитие современной теории обучения // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-novogo-vzglyada-na-informatizatsiyu-i-nauchno-tehnologicheskoe-razvitie-sovremennoy-teorii-obucheniya (дата обращения: 20.12.2021).
- Буйместру И.А. Использование дистанционных технологий в детском саду: взгляд воспитателя // Образование и воспитание. 2020. № 4 (30). – С. 7–10.
- Захарова Я.Н., Зырянова С.М. Актуальность проблемы взаимодействия педагогов и родителей в условиях дистанционного образования детей дошкольного возраста // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026583 (дата обращения: 13.12.2021).
- Лесин С.М., Осипенко Л.Е., Щербакова Т.В., Махотин Д.А. Экспериментариум как перспективная форма прикладного математического и инженерного образования // Вестник РМАТ. 2016. № 2. – С. 61–66.
- Петрова Е.В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение // Современное педагогическое образование. 2018. № 4. – С. 141–146.
- Петухова М.Г. Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции // Молодой ученый. 2020. № 20 (310). – С. 601–603.
- Третьяков П.И., Мишин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 – Педагогика и психология, 033400 – Педагогика / Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Academia, 2003 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 368 с.
- Jahnke I., Bergstrom P. Digital Didactical Designs as research framework: iPad integration in Nordic schools // Computers & Education. 2017. № 113. – Pp. 1–15.
- Ruthven K. The didactical tetrahedron as a heuristic for analyzing the incorporation of digital technologies into classroom practice in support of investigative approaches to teaching mathematics // ZDM — The International Journal of Mathematics Education. 2012. № 44 (5). – Pp. 627–640.
- Meta-Disciplinarity as a Factor of Success of a Modern Person: A Productive Approach / K.R. Khachaturova, R.M. Sherayzina, M.V. Alexandrova, I.A. Donina // Advances in economics, business and management research (AEBMR), Veliky Novgorod, 07–08 декабря 2021 года. – Veliky Novgorod: Atlantis Press, 2022. – Pp. 216–222. – DOI 10.2991/aebmr.k.220208.031. – EDN NWHGOS.