В настоящее время актуален вопрос раннего выявления, поддержки и психолого-педагогического сопровождения высокомотивированных детей. Этот процесс обусловлен современными потребностями общества и государства в целом. Инновационные процессы в системе дополнительного образования требуют новой организации системы и новых подходов к данному вопросу.
Изучение научных исследований в этой области позволило нам проанализировать теоретические аспекты и выстроить свою оптимальную систему практической работы в этом направлении. Так появился научно-просветительский проект для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Наука Орионика».
Проект представляет собой комплекс модулей и мероприятий, направленных на реализацию условий для поиска и определения путей развития ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, талантами, способностями, интересами в изменившихся социально-экономических и высокотехнологичных условиях. Цель проекта — создание развивающей и мотивирующей среды, способствующей раскрытию таланта и одарённости, развитию познавательных способностей и научного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством продуктивного творчества, исследовательской и проектной деятельности, новых игровых технологий.
Новизна проекта заключается в использовании принципа вариативности образовательного пространства, средств и технологий, основанного на применении интегративного и прикладного подходов.
Интеграция объединяет изучение естественнонаучных областей знания, технологий проектирования и творческого моделирования с целенаправленным развитием когнитивной и психофизической сфер, что соответствует принципу вариативности и калейдоскопичности, благодаря чему проект может использоваться как целиком, в рамках дополнительного образования, так и каждый образовательный модуль может реализовываться самостоятельно.
Занятия и мероприятия проходят на различных площадках образовательного центра «Орион»: в коворкинг-зонах, лабораториях, учебных помещениях отдела дополнительного образования — ядра «Наука», на территории проектного офиса «Экостанция». Дети знакомятся с началами физики, химии, биологии, истории, географии и других наук не только через опыты и эксперименты, но и через творчество и игровые технологии. Такой подход позволяет всем участникам проекта осмыслить личный практический и теоретический опыт. Детям это помогает лучше понять явления окружающего мира, а педагогам — заложить у учащихся прочный понятийный фундамент каждой из наук, что способствует осуществлению непрерывного процесса повышения качества знаний и умений начиная с дошкольного возраста.
В ходе проектной деятельности обучающиеся взаимодействуют, принимают решения, овладевают универсальными учебными действиями, получают ключ к осмыслению личного опыта, а также получают навык самостоятельной исследовательской деятельности. Педагог является проводником ребёнка в мир познавательных активностей в научном пространстве. Его задача — связать результаты детской исследовательской работы с личным опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, созидательного взаимодействия с окружающим миром. Применение в обучении ребёнка этого возраста игровых приёмов всё еще актуально. Эти потребности удовлетворяются в ходе реализации проекта за счёт широкого использования демонстрационного материала, моделирования, игрового экспериментирования, которые являются базовыми формами обучения [1, с. 137].
Используя основные принципы активного обучения, креативности, систематичности и последовательности обучения, а также индивидуально-личностной ориентации воспитания и поддержки детской инициативы, в рамках проекта мы разработали соответствующие образовательные модули:
-
«Школа супергероев» (Soft skills для детей)
Содержанием этого модуля является формирование и развитие базовых навыков (soft skills), которые помогают ребёнку учиться и решать жизненные задачи. Интенсивный курс представляет собой комплекс увлекательных тренингов с использованием игровых, интерактивных, трансформационных технологий, которые помогают детям развивать мягкие навыки, или навыки soft skills, для эффективного развития и успешной реализации своих способностей и талантов путём создания благоприятных условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов у обучающихся, эффективности мышления, коммуникативности, лидерских качеств, работы в команде, управления собой и людьми.
-
«Школа информатики для детей «Айтишка»
Модуль позволяет познакомить детей с миром IT. Это комплекс курсов по обучению детей от 7 до 11 лет различным IT-направлениям: от 3D-моделирования до создания игр. Дети пробуют себя в роли дизайнера, мастера по спецэффектам, аниматора, актёра, оператора. В рамках модуля юные мультипликаторы учатся оживлять предметы, животных и целые миры. Неотъемлемой частью является обучение детей безопасным способам работы с компьютером.
-
«Маленький сити-фермер»
Модуль представляет собой изучение, поэтапное освоение и практическое использование новейших технологий выращивания растений с использованием гидропонного оборудования. Множество интересных задач для проведения проектной деятельности позволяет развить у детей интерес к изучению биологии. Детям предоставляется неограниченное количество возможностей для выращивания растений и проведения самостоятельных экспериментов. В рамках этого модуля предусмотрено сотрудничество с предприятиями растениеводства Воронежской области.
-
«Пиши-читай»
Модуль представляет собой атмосферу живого творчества и направлен на развитие интереса к чтению, грамотной устной и письменной речи, овладение чувством художественного слова, раскрытие способностей к словесному творчеству. Программа модуля основывается на методике Виктора Кротова, известного детского писателя и педагога. Дети совершают увлекательное путешествие в мир литературных жанров: от афоризма до рассказа и, возможно, изобретают новые, используя увлекательные игры в слова, творческие разминки, составление собственного словаря.
-
Geo art
Модуль представляет детям науку в формате увлекательных путешествий, в ходе которых дети постигают основы географии, метеорологии, геологии, экологии и краеведения [4, с. 7].
Реализация нашего проекта в полной мере позволяет решить проблему раннего выявления, поддержки и дальнейшего всестороннего сопровождения высокомотивированных детей, что подтверждает его актуальность и практическую значимость.
Список литературы
- Берджес Д. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными / Дэйв Берджес, пер. с англ. В.Чернико. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 238 с.
- Вордерман К. Как объяснить ребёнку науку: иллюстрированный справочник для родителей по биологии, химии и физике / Кэрол Вордерман; пер. с англ. С. Филина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 256 с.
- Кол М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство / Мэри-Энн Кол, Джин Поттер, пер. с англ. В.А. Басько. – М..: ООО «Поппури», 2005. ? 144 с.
- Мёллер К. Воздух и атмосферное давление. Комплект лабораторного оборудования: Руководство для учителя. Адаптированный перевод с немецкого. – М.: ИНТ. – 351 с.