Статья посвящена возможностям обучения программированию в рамках проекта «Цифровая школа» онлайн-платформы Учи.ру. В работе подчёркивается, что в настоящее время имеется активный тренд цифровизации образовательной деятельности, где задача учителя — развитие навыков учеников успешно отбирать, анализировать необходимую информацию и пользоваться соответствующими технологиями, что является хорошо достижимой задачей при соединении использования живого труда учителя и возможностей цифрового обучения.
Ключевые слова: цифровизация, начальная школа, цифровая школа, программирование, технологии, обучение, навыки.
В условиях постиндустриальной экономики большую роль играют процессы цифровизации, под которыми понимается проникновение цифровых, компьютерных и электронных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Не исключением здесь является и образование как важнейший механизм передачи знаний, умений, навыков людям. Веками образование считалось достаточно консервативной сферой деятельности человека, но всё же перемены в нём в той или иной степени происходили. Сейчас одним из важных трендов в ведении образовательной деятельности выступает цифровизация, которая затронула все уровни и виды образования, в том числе и обучение в начальной школе.
В настоящее время ученики 1–4 классов достаточно активно включены в процессы потребления цифровой информации. По оценке специалистов [1], подавляющее большинство учащихся начальной школы имеют собственные смартфоны, планшеты и проводят за экранами гаджетов от 1,5 до 4 часов в сутки. Но такое времяпрепровождение имеет, главным образом, развлекательные цели. Задачей же внедрения цифровизации в образовательные процессы является обучение ребёнка грамотному и корректному взаимодействию с информационными массивами данных, иначе время, потраченное на гаджеты и цифровые возможности, становится малоосмысленным и низкопродуктивным. Меры по решению этой задачи принимают родители, школы, общественные и просветительские организации, а также подчеркиваются на государственном уровне. В частности, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы указано на наличие потребности развития и воспитания граждан цифрового общества с самого раннего возраста.
В этой связи для того чтобы повысить производительные возможности освоения ребёнком цифровых технологий, необходимо обучать детей начальной школы тем навыкам, которые необходимы им для дальнейшей осмысленной работы с ними. Например, возникает необходимость развития таких навыков, как умение адекватно отбирать и обрабатывать информацию; самостоятельно приобретать определенные виды знания; быстро приспосабливаться к меняющимся условиям; уметь распознавать возникающие учебные проблемы и искать способы их разрешения [3, с. 127].
Для того чтобы указанные навыки были развиты у детей в соответствующей мере, необходима подготовка и самих педагогов, которые в первую очередь должны сами хорошо понимать сущность обучения в эпоху цифровизации, а также должны корректно и доходчиво объяснить потенциал использования цифровых возможностей для детей младшего школьного возраста. Сейчас развиваются различного рода конкурсы, проекты, программы, которые связаны как с обучением детей, так и с расширением опыта педагогов в цифровой сфере.
Так, например, в России функционирует образовательная онлайн-платформа Учи.ру, в рамках которой ученики из всех регионов РФ и других стран получают возможность изучать школьные предметы в интерактивной форме [4]. На платформе Учи.ру реализуются различные образовательные проекты, в том числе и проект «Цифровая школа», нацеленный на организацию обучения детей при помощи онлайн-технологий. В рамках данного проекта можно использовать интерактивные материалы для организации цифровых уроков, красочных игровых заданий со встроенными элементами геймификации для освоения школьной программы, заданий и упражнений с автоматизированной проверкой.
Автор статьи совместно с учащимися 3 класса начальной школы принял активное участие в «Цифровой школе» в проекте «Программирование», рассчитанном на обучение предмету в 3–4 классе. Программирование — одно из самых востребованных направлений для учащихся начального школьного возраста, при этом оно вызывает интерес как у мальчиков, так и у девочек. В последние годы при изучении этого предмета отмечается внедрение новых методов и технологий [2, с. 173]. При обучении программированию в «Цифровой школе» дети проходили путь от осуществления простейших операций и решения головоломок до принятия сложных решений. В рамках обучения применялся интерактивный подход, использовалось разнообразие игровых замыслов, дети учились управлять искусственным интеллектом.
В «Цифровой школе» были предусмотрены варианты как групповых занятий, так и индивидуального обучения. При этом предусматривалась возможность персонального участия педагога в процессе работы с проектом. Форматами проведения занятий выступали как занятия с преподавателем, так и самостоятельные практические задания. Выполнение работы поддерживалось наличием обратной связи со специалистами Учи.ру.
Организация обучения была возможна не только в компьютерном классе образовательной организации, но и на дому, при этом каждый участник образовательного процесса имел свой «личный кабинет», где отражались его успехи в обучении.
По итогам работы учащиеся формировали проект, который становился первым полноценным кейсом для портфолио школьника. Ученики в «Цифровой школе» получили соответствующий документ об окончании обучения в виде оригинального электронного диплома для каждого участника. В результате обучения и развития навыков программирования было отмечено повышение внимания учащихся к изучению таких дисциплин, как математика и информатика.
Сами ребята получили большое удовлетворение от работы в рамках направления «Программирования», они отмечали, что задания было делать легко, понятно и увлекательно. Свою положительную оценку от участия в проекте высказали и родители, которые указали на необходимость и целесообразность дальнейшего продолжения обучения в «Цифровой школе» Учи.ру.
Подводя итоги участия в проекте, необходимо объединить их с выводами об общих трендах повышения цифровой грамотности среди учащихся. В настоящее время общеобразовательные школы могут внедрять цифровые возможности в процесс обучения, в частности, речь идет об оборудованных новыми компьютерами кабинетах, наличии скоростного Интернета, электронных образовательных ресурсов, что создает хорошую материально-техническую базу для сотрудничества с различными проектами, например с Учи.ру. Использование возможностей цифровых школ является альтернативой организации очных уроков при необходимости вывода учащихся на дистанционный формат обучения, например, в силу карантинных мероприятий, без каких-либо сложностей в адаптации учеников к иным условиям обучения.
Но в то же время всё чаще звучит мнение о том, что цифровые технологии могут вытеснить профессию учителя, заменив труд живого человека роботизированными технологиями. Позволим себе не согласиться с этим, поскольку в работе с детьми, особенно с учащимися начальной школы, роль взаимодействия в непосредственном контакте с педагогом крайне важна. Ведь учитель — это не только передача знаний и навыков, проверка результатов успеваемости, но и душевная поддержка, одобрение, пример, наставничество, эмоциональный настрой и творческая деятельность. Никакая роботизированная система не сможет поделиться учеником радостью от открытия нового или вовремя заметить демотивацию ребёнка, вызванную тревогой или переживанием, никак не связанным с его интеллектуальными или когнитивными способностями. В этой связи заменить учителя в процессе обучающей деятельности невозможно. Цифровые технологии могут стать только хорошими помощниками, облегчающими систематизацию материала, его визуализацию и организацию процесса обучения. Но, тем не менее, их роль в процессах обучения, в том числе в начальной школе, будет с каждым годом всё больше возрастать.
Таким образом, организация обучающего процесса в сфере программирования на основе «Цифровой школы» стала доступным, интересным и удобным средством развития умений и навыков, необходимых ученикам в условиях новой информационной реальности.
Список литературы
- Карпова Е.Е. Образовательная ценность личного смартфона для ученика начальной школы. Педагогический потенциал смартфона // WORLD SCIENCE: problems and innovations: сб. ст. XXIII межд. науч.-практ. конф. – Пенза: Наука и просвещение, 2018. – С. 235–239.
- Масленкова В.Д. Применение активных методов обучения на занятиях по программированию в начальной школе // В сб.: Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. Материалы межд. науч.-практ. интернет-конференции. – Москва, 2021. – С. 173–178.
- Осипова А.А., Лысенко Н.А., Бородин И.А. Цифровизация в начальной школе: психолого-педагогические проблемы // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2020. Т. 3. № 2. – С. 125–140.
- Цифровая школа Учи.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imc-nev.ru/file/Рыжов/13.12.2021/Цифровая_школа_Учи.ру.pdf