Одно облако и два формата обучения — это возможно?


Существуют ли универсальные средства обучения, которые можно использовать при работе дистанционно и очно? Возможно, это Google-диск, на котором хранятся обучающие видео длительностью не более 10 минут, созданные автором. Два года работы в этом направлении доказали эффективность выбранной технологии. В статье рассказано о том, как автор создаёт и использует видеоуроки в своей работе, а также о том, как Classroom раскрыл новые горизонты для дальнейшего развития идей на его платформе.


Существуют ли универсальные средства обучения, которые можно использовать при работе дистанционно и очно? Возможно, это Google-диск, на котором хранятся обучающие видео длительностью не более 10 минут, созданные автором. Два года работы в этом направлении доказали эффективность выбранной технологии. В статье рассказано о том, как автор создаёт и использует видеоуроки в своей работе, а также о том, как Classroom раскрыл новые горизонты для дальнейшего развития идей на его платформе.

Ключевые слова: Google-диск; Classroom, обучающие видеоролики; ФГОС; перевёрнутый класс; онлайн-курсы; подготовка к ОГЭ; подготовка к ЕГЭ.

С каждым годом увеличивается поток информации, появляются новые технологии, меняются требования к работе учителя, создаются новые форматы обучения, такие как дистанционное обучение. Как педагогу сориентироваться в этом круговороте и найти эффективные и универсальные методы преподавания, которыми можно будет пользоваться не один год, а хотя бы несколько лет, дополняя и расширяя выбранную методику?

Моя работа по созданию обучающих видеороликов началась со знакомства с технологией «Перевёрнутый класс». «Большинство учителей тратят своё время на объяснение материала и доставку знаний, а времени на то, чтобы научить анализировать, оценивать и что-то создавать, тратится мало. „Перевёрнутая модель“ обучения перемещает доставку знаний в личное пространство ученика, а на практические навыки времени тратится больше», — объясняет Джонатан Бергман, один из авторов идеи «перевёрнутого класса». Мне кажется, что этот взгляд абсолютно точно перекликается с современными требованиями к работе учителя, сформулированными во ФГОС как второго поколения, так и третьего. Согласно им учитель не передает знания, а учит своих учеников эти знания добывать.

«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни» (японская пословица).

Как же использование технологии «Перевёрнутый класс» и Google-диск позволяют двигаться в заданном направлении?

Записывать обучающие видеоролики я начала с тем восьмого класса. В них я объясняю основные понятия, формирую базовые умения, связанные с химической грамотностью, которые в дальнейшем должны стать навыками учащегося. Например:

  1. составление химических формул оксидов,
  2. химические свойства кислотных оксидов,
  3. вычисление относительной молекулярной массы,
  4. вычисление массовой доли элемента в сложном веществе и т.д.

Длительность ролика — не более 7 минут, объём каждого — от 5 до 40 Мб. Вся папка «Азы химии» занимает на Google-диске 430 Мб.

Для создания видеороликов я использую программу Bandicam (можно и Zoom), а также графический планшет, с помощью которого делаю записи в Word-документе или презентации.Созданные видеообъяснения размещаю в отдельной папке «Азы химии» на Google-диске. Учащиеся получают ссылку на неё и в течение всего времени обучения пользуются ею. Это очень облегчает работу учителя, так как ему не требуется отправлять новый материал каждому классу из урока в урок. Достаточно назвать тему и записать её в домашнее задание.

Созданные мною видеообъяснения учащиеся используют для закрепления материала, изученного в классе, в случае возникновения пробелов для их ликвидации, для повторения и самостоятельного изучения. Особенно удобно использовать формат видеороликов при дистанционном обучении. Ведь, как показал опыт, бывает ситуация, когда ученик не может подключиться к уроку. Но у него всё равно есть материал по изучаемой теме.

Учащиеся через электронный дневник заранее получают ссылку на папку «Азы химии» и название темы. Самостоятельно изучают или дорабатывают материал, а на дистанционном уроке я отвечаю на возникшие вопросы, разбираю ошибки в домашнем задании и даю тренировочные упражнения для закрепления. Надо отметить, что в большей степени такую форму работы эффективно использовать при подготовке к ГИА.

Работа с видеороликами «Азы химии» предоставляет учащимся множество возможностей:

  1. Можно учиться в любое удобное время. Часто после уроков у школьников нет возможности посещать дополнительные занятия, так как в их графике много внеурочной деятельности, связанной с проектами, подготовкой к олимпиаде, спортивных секций и т.д. Данная система работы не только облегчает процесс обучения для детей, но и способствует формированию регулятивных универсальных умений, таких как организация своего рабочего времени.
  2. Можно учиться в любом месте. В нашей гимназии много учащихся, которые серьёзно занимаются спортом и часто отсутствуют из-за этого. «Азы химии» дают возможность разбираться в теории, изучаемой, когда их нет. Опыт показывает, что по возвращению многие из них готовы писать пропущенные работы, задав всего несколько вопросов для уточ
  3. нения.
  4. Можно учиться в комфортной обстановке. И это не означает, что только дома. Как и многие учителя химии, я учу несколько параллелей. Это вызывает сложность при проведении дополнительных занятий, так как у каждой параллели своя программа, и учащимся приходилось бы ждать своей очереди для получения объяснения темы и ответов на возникшие вопросы. Когда я начала работать с видеороликами, стало возможным экономить наше общее время. Учащиеся во время ожидания могут самостоятельно поработать с учебником, тетрадью и моими видеообъяснениями. В этом случае у них остается очень мало вопросов, и они меньше тратят времени после уроков. Нельзя не сказать, что и учителю в этих условиях гораздо легче работать.
  5. Позволяет работать в индивидуальном темпе. Всегда были и будут учащиеся, которые в классе не успевают за всеми. Им надо больше времени для усвоения материала. Данная система работы создает для них комфортные условия, снимает психологическое напряжение.
  6. Позволяет освоить новые технологии. Работа с «Азами химии» формирует ИКТ-компетентность учащихся. Учит их работать с разными источниками информации и критически её оценивать. Это умение очень важно сейчас.

Для работы с видеофайлами «Азы химии» ученику необходимо:

  1. включить компьютер,
  2. посмотреть видео,
  3. записать его содержание,
  4. сформулировать вопросы при необходимости
  5. и самое главное — получить удовольствие от процесса обучения.

Система работы с Google-диском легла в основу ещё одного моего проекта — это подготовка к ГИА. На платформе Classroom я создала два курса: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Они представляют собой теоретические блоки к каждой теме, где размещены pdf-документы и видеообъяснения и даны практические блоки с заданиями. Учащиеся самостоятельно изучают многие темы, на уроках остается только ответить на вопросы и закрепить материал с помощью заданий ГИА. Такая форма работы облегчает включение в процесс подготовки к экзаменационному испытанию тех учащихся, которые позже остальных приняли решение сдавать экзамен по химии. Для учителя удобство использования Classroom с загруженными с Google-диска файлами ещё и в том, что в любой момент можно изменить, дополнить материалы, увидеть присланные работы, ответить на вопросы.

Система моей работы в цифровом формате направлена на решение важных задач, сформулированных во ФГОС.

В области предметных результатов это овладение основами химической грамотности. В области метапредметных умений это готовность к самостоятельной деятельности и организации учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, готовность к построению индивидуальной образовательной траектории. В области личностных результатов это умение управлять своей познавательной деятельностью.

Особо хочется отметить, что, самостоятельно работая с папкой «Азы химии» и курсами подготовки к ГИА, учащиеся получают не только знания, умения и навыки по химии, но и овладевают важным метапредметным умением — учиться самостоятельно работать с источниками информации, в том числе цифровыми. Главная цель, которую я ставлю перед собой, — научить школьников строить свою траекторию саморазвития и, двигаясь по ней, получать удовольствие. Учёба с удовольствием — это, наверное, самое важное, к чему все участники процесса должны стремиться: и учителя, и ученики. Не оценки, а, в первую очередь, высокая самооценка, основанная на добросовестной работе на уроке и дома, — это, на мой взгляд, главное. Всё это возможно, если у учителя есть чёткая и понятная система работы.

Встречаясь с родителями, я всегда пытаюсь донести эту идею. Объяснить, что не должно быть репетиторов, не должны родители пытаться сами что-то объяснить. Всё, что от них требуется, — это познакомиться с учителем, понять его систему работы, открывающую возможности для освоения знаний на уроке и дома, и вселить в своего ребёнка понимание того, что он может и должен стать успешным в освоении знаний, условия для этого есть.

Не могу не отметить, что у родителей в ходе беседы со мной в глазах появляется и восторг, и надежда. Поэтому я думаю, что моя система работы, основанная на цифровых технологиях, создана не только для учеников, но и для родителей. Для того чтобы они были спокойны, если ребенок заболел или пропустил урок: он не отстанет, с одной стороны, а с другой — это повышает авторитет учителя в глазах родителей, так как они видят, что педагог не стоит на месте, учится и развивается вместе со своими учащимися. «Жизнь — как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться», — сказал Альберт Эйнштейн. Эти слова, как мне кажется, напрямую относятся к работе учителя. Если мы хотим научить, значит, мы сами должны постоянно учиться.

Список литературы

  1. Что такое «перевёрнутый класс», и как эту методику используют в России // Медиа про образование и воспитание детей. – [Электронный ресурс] – https://mel.fm/ucheba/shkola/928534-flipped_classroom
  2. Компетенции 4К: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / Авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова – М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2019. Худ. оформл.: ООО «Корпорация «Российский учебник», 2019. – [Электронный ресурс] –. https://ioe.hse.ru/data/2020/02/19/1575185125/4K_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf
  3. Модернизация содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебного предмета «Химия» / Авт.-сост. А.Н. Лёвкин, Е.В. Иваньшина, С.Е. Домбровская. – СПб.: СПб АППО, 2018. – [Электронный ресурс] – https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/01/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F.pdf
  4. Информационно-методическая справка. Сравнительный анализ (включая методические рекомендации). ФГОС НОО и ООО второго и третьего поколения. – СПб.: СПб АППО, 2022. – [Электронный ресурс] – https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Informats-metod.-spravka-FGOS-2022.pdf

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
Яндекс.Метрика