Возможности воспитательной среды интернет-ресурсов


Статья раскрывает возможности воспитательной среды интернет-ресурсов. Выделены основные блоки влияния интернет-среды. Представлены актуальные ресурсы для расширения кругозора, развития гибких навыков, интернет-социализации. Раскрывается проблема поиска единомышленников по интересующей тематике, возможным вариантам установления коммуникации, саморазвития в выбранном направлении с помощью Интернета. Описан опыт создания сетевого сообщества «Драйверы воспитания» для взаимодействия педагогов и родителей.


Статья раскрывает возможности воспитательной среды интернет-ресурсов. Выделены основные блоки влияния интернет-среды. Представлены актуальные ресурсы для расширения кругозора, развития гибких навыков, интернет-социализации. Раскрывается проблема поиска единомышленников по интересующей тематике, возможным вариантам установления коммуникации, саморазвития в выбранном направлении с помощью Интернета. Описан опыт создания сетевого сообщества «Драйверы воспитания» для взаимодействия педагогов и родителей.

Ключевые слова: воспитательная среда, образовательная среда, Интернет, интернет-ресурсы, soft skills, сетевое сообщество, взаимодействие.

Интернет стал неотъемлемой частью жизни современного человека.

Педагоги, дети, их родители проводят по несколько часов в Интернете, и среда интернет-ресурсов влияет на них. Поэтому актуальным является изучение вопроса, какими возможностями обладает воспитательная среда интернет-ресурсов? И может ли она воспитывать?

Воспитательная среда — это искусственная среда, где детям представлены все формы общественной жизни [2].

В традиционной образовательной среде воспитательные влияния реализует преимущественно педагог, во взаимодействии лицом к лицу, используя своё мастерство и личностные качества. В электронной образовательной среде роль педагога играют электронные ресурсы, а также организованные вокруг них образовательные взаимодействия. Именно в эти ресурсы преобразуется педагогический опыт, мастерство. Электронные ресурсы становятся источником нравственных ценностей, норм, стимулами развития информационной культуры и информационных компетенций.

Освоение ценностей, а следовательно, и достижение воспитательных эффектов становится возможным через организацию коммуникаций и управление образовательными взаимодействиями в электронной среде [1].

Специфику коммуникации в интернет-среде рассматривали М.И. Бочаров, Ю.Г. Коротенков, А.В. Мудрик, Т.В. Регер, С.А. Смирнов и др. Однако проблема воспитания в цифровом пространстве и специфика использования её возможностей каждый год меняется.

Поэтому можно говорить о том, что новизна и актуальность работы обусловлена новыми возможностями цифрового пространства и новыми ресурсами, с их помощью воспитательная среда интернет-ресурсов расширяется.

Следует выделить основные блоки влияния интернет-среды:

  1. Расширение кругозора: возможность смотреть на вещи и события с разных сторон и точек зрения.
  2. Развитие гибких навыков: развитие гибких навыков, связанных с эмоциональным интеллектом, воспитание эмпатии, умение сопереживать ближнему.
  3. Интернет-социализация. К ней относится процесс расширения социального опыта пользователя при вхождении в социокультурную среду Интернета, который является частью процесса социализации личности в целом.
  4. Далее — более подробный анализ каждого из них.
  5. Расширение кругозора. Говоря про расширение кругозора, в первую очередь необходимо сказать о беспрепятственном получении нужной и полезной информации, которая может сделать пользователей более осведомленными в различных жизненных областях, увеличить их словарный запас и общую систему знаний. Интернет-ресурсы являются своего рода книгой с ответами на все вопросы.
  6. Выделим несколько ресурсов:

  7. Постнаука. На сайте собраны авторские циклы видеолекций. Отлично подойдет для расширения кругозора и общего развития.
  8. Лекториум.тв. На ресурсе представлен большой выбор интересного материала на естественнонаучную и социальную тему. Здесь курсы о финансах соседствуют с лекциями о петербургских мостах.
  9. Арзамас. На этом сайте можно найти множество курсов и лекций об искусстве, архитектуре, литературе и истории.
  10. Также для расширения кругозора и углубления знаний существует множество специализированных сайтов по предметам и тематикам.
  11. Интернет-социализация. Благодаря интернет-социализации у детей, которые в силу состояния здоровья или других причин не выходят из дома, появляются новые возможности,Интернет-ресурсы позволяют общаться с друзьями, учиться и развиваться, не выпадая из социума.
  12. Примером такого рода является портал ИнтернетУрок — это платформа, где представлены видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.
  13. Фоксфорд — онлайн-школа с 5 по 11 класс. Здесь проводится дополнительная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам на курсах и с репетиторами.
  14. Учи — интерактивная образовательная онлайн-платформа по школьным предметам.
  15. Ресурсы отличаются от перечисленных ранее тем, что являются полноценной онлайн-школой.
  16. Развитие гибких навыков. К ним относится наличие в Интернете развивающих игр, направленных на тренировку внимания, памяти, логики, координации и других способностей и навыков.

Скилфолио — комплексные онлайн- и офлайн-системы для развития компетенций Soft Skills и метапредметных навыков, предназначенные для образовательных учреждений и детских центров. Содержит несколько модулей: модуль диагностики, модуль контента по Soft Skills, модуль построения индивидуальных траекторий, модуль аналитики. Задания выдаются исходя из потребностей, которые выявляются посредством тестирования.

Умназия — интерактивная образовательная платформа для учеников младших классов. В игровой форме дети обучаются русскому языку и математике, культуре, изучают окружающий мир. Уделяется огромное внимание развитию всех пяти навыков мышления — логики, внимания, эрудиции, обучаемости и памяти. Участниками проекта стали более 37 тысяч учеников из России.

Все задания проводятся в интерактивной форме с игровым уклоном, что позволяет заинтересовать каждого ребёнка.

И заключительный вариант, который является собирательным образом всех трёх блоков: Возможность найти единомышленников по теме, общаться с ними, саморазвиваться в выбранном направлении с помощью Интернета.

Здесь в качестве примера приведём сетевые сообщества.

Задача сетевого сообщества — организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, учащихся. При создании необходимых условий все участники сообщества будут выступать в роли партнёров. Совместная деятельность в сетевых сообществах призвана приучить людей разного поколения думать и действовать при помощи Сети.

Участники сетевого сообщества могут общаться между собой, обмениваться мнениями по заданным темам и находить общий язык. Примером здесь может быть сетевое сообщество ПроШколу. Это бесплатный школьный портал. Каждый учитель и каждый ученик, каждая школа и каждый класс имеют возможность представить себя в Интернете. Можно посетить предметные клубы учителей, пообщаться с тысячами школ, учителей и учеников, разместить видео, документы и презентации, опубликовать информацию, создать фото- и видеогалереи, блоги и чаты школ. Есть раздел «Источник знаний», где можно пройти тесты по разным предметам. Можно опубликовать собственные материалы.

Во дворце «На Ленской» в рамках инновационной деятельности запускается сетевое сообщество «Драйверы воспитания», которое призвано объединить родителей и педагогов для реализации программы воспитания. Мы планируем проводить командные конкурсы родителей и учащихся, освещать мероприятия, создавать аудиоподкасты педагогов, родителей и учащихся на актуальные темы, блог по тематике воспитания, где педагоги, родители и учащиеся могут делиться своей точкой зрения и множеством иных интересных решений. В сообществах социальных сетей создаются воспитательные чат-боты. Мы планируем с помощью Интернета и актуальных форм взаимодействия использовать все возможности воспитательной среды интернет-ресурсов.

Таким образом, подводя итоги, можно говорить о том, что воспитательная среда интернет-ресурсов существует и действительно может воспитывать, а также обладает широкими возможностями, и на неё следует обратить внимание. Каждый год появляется всё большее количество интернет-ресурсов, позволяющих расширить возможности воспитательной среды.

Список литературы

  1. Носкова Т.Н. Проблемы воспитания средствами информационной образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 177. – С. 61–69.
  2. Хусейнова З.А. Воспитательная среда по Л. С. Выготскому // Молодой ученый. 2016. № 27.1 (131.1). – С. 31–33.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика