Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре посредством цифровой книги


Статья посвящена одной из современных проблем детства — чтению. Описан опыт приобщения дошкольников и семьи к книжной культуре посредством цифровой книги. Раскрыты предпосылки рождения проекта «Иммерсивная библиотека», а также особенности современных детей-дошкольников; иммерсивность детского контента. Иммерсивная библиотека — новая форма вовлечения всех участников образовательного процесса в книжную культуру. Представлены актуальность и преимущества иммерсивной библиотеки в воспитательно-образовательном процессе.


Статья посвящена одной из современных проблем детства — чтению. Описан опыт приобщения дошкольников и семьи к книжной культуре посредством цифровой книги. Раскрыты предпосылки рождения проекта «Иммерсивная библиотека», а также особенности современных детей-дошкольников; иммерсивность детского контента. Иммерсивная библиотека — новая форма вовлечения всех участников образовательного процесса в книжную культуру. Представлены актуальность и преимущества иммерсивной библиотеки в воспитательно-образовательном процессе.

Ключевые слова: чтение; современные дети; образовательный процесс: иммерсивность; иммерсивная библиотека; электронные ресурсы.

Сейчас в детский сад ходят дети третьего тысячелетия, то поколение, которое пользуется смартфонами, планшетами с рождения, и для них это абсолютная норма. Этих детей не пугают технологии, они привыкли потреблять цифровой контент в виде коротких видео и лучше воспринимают информацию в виде картинки. Им трудно заниматься монотонной деятельностью, хочется побыстрее переключиться, соответственно, чтение в традиционном виде их не устраивает. В связи с этим психологи считают, что нужен новый вид обучения, который вовлекает ребёнка в различные исследовательские проекты, поэтому важно комбинировать их с традиционными методами обучения.

Современные дети мало читают, предпочитая книге другие виды деятельности, в частности гаджеты и компьютерные игры. Мы решили узнать у родителей, какое время уделяется чтению в семье. Анкетирование показало нехватку времени и трудности у родителей в подборе детской литературы согласно возрасту, индивидуальным личностным особенностям ребёнка, из-за занятости и сами взрослые тоже очень редко читают.

Тогда родилась идея создания современного проекта, который мог бы объединить современные информационные ресурсы и традиционное чтение. Так появилась иммерсивная библиотека — информационная система с возможностью доступа через сканирование QR-кода с помощью любого мобильного устройства (смартфона, планшета).

Термин «иммерси?вность» произошёл от английского слова Immersive — «создающий эффект присутствия, погружения». Под иммерсивностью (погружением) понимают важное свойство среды, отражающее её возможности по вовлечению субъекта в систему отношений, определяемую содержанием среды. Иммерсивность как эффект погружения мы позаимствовали из театральной деятельности [3].

Команда проекта попыталась совместить потребности современных детей, при этом привлечь родителей, и использовать это в новых методах работы.

Наш проект мы считаем актуальным, потому что:

• Современные технологии делают возможным быстрый доступ к разнообразным источникам знания независимо от того, где они находятся и хранятся. Эти технологии и могут стать средством привлечения современного ребенка к чтению.

• Внедрение информационно-образовательных технологий в образование — логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом и является необходимой частью ДО.

Цель нашего проекта — развить у детей дошкольного возраста интереса к книге и чтению, сформировать основы базовой культуры личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, содействовать интеграции детей в социокультурную среду общества.

Задачи:.

  1. формирование у дошкольников первоначальных навыков пользования информационными ресурсами, знакомство с элементарными библиотечными понятиями;
  2. воспитание у дошкольников потребности в чтении, в посещении библиотеки;
  3. развитие творческих способностей путём организации литературных, поэтических конкурсов, QR-квестов, викторин;
  4. оказание помощи родителям и педагогам в воспитательно- образовательном процессе;
  5. обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме [1].

В результате мы планируем повысить читательскую активность семьи, воспитать у дошкольников потребность в чтении, стремление познавать книжную культуру и, возможно, сформировать зачатки литературного вкуса.

Проект иммерсивной библиотеки главным образом нацелен на детей. Они и есть наша целевая аудитория. Но нам не обойтись без помощи родителей и педагогов, поэтому работа библиотеки ведется и с ними. Взаимодействие педагогов с родителями обеспечивает максимальное вовлечение детей в проект.

РОДИТЕЛИ — их помощь необходима для достижения цели проекта. Родители помогают детям и дают возможность погружаться в электронную библиотеку, читают детям литературу, беседуют, помогают участвовать в конкурсах и т.д.

ПЕДАГОГИ — работают как с детьми, так и с родителями. Педагоги — проводники проекта, через которых в первую очередь передается и распространяется информация для детей и родителей. Предусмотрена мотивация педагогов в участии в программах библиотеки.

В настоящее время существуют и традиционные, и электронные библиотеки, большое количество книжных магазинов, несмотря на это создание иммерсивной библиотеки в ДОУ имеет свои преимущества:

  1. Экономия времени и сил родителей и педагогов при поиске литературы.
  2. Чтобы получить доступ к произведению, не надо идти в библиотеку, в магазин или обращаться к друзьям. Книга доступна с домашнего компьютера или гаджета 24 часа в сутки.

  3. Тематические подборки детской литературы.
  4. Мы подбираем литературу по плану образовательной и культурно-досуговой деятельности нашего учреждения, по возрастным и индивидуальным особенностям детей.

  5. Возможность чтения везде, где есть Интернет.
  6. Методическая поддержка педагогов.
  7. Педагоги могут воспользоваться литературой, играми для подготовки к занятиям, сами разрабатывать творческие задания и выкладывать их на сайт библиотеки.

  8. Возможность участвовать всем участникам образовательного процесса в творческих конкурсах, викторинах, интерактивных играх, мероприятиях районных библиотек.
  9. Повышение уровня вовлечённости семьи и детей.
  10. Дети могут выбрать разные варианты знакомства с литературой (чтение, просмотр диафильма, слушание) и закрепить свои знания в викторинах, кроссвордах и интерактивных играх.

  11. Экономия бюджета.
  12. Деньги, которые могут быть сэкономлены на покупке дорогого печатного издания, можно потратить на что-нибудь другое. К сожалению, книги дорожают, а некоторые уже совсем сложно найти, поэтому мы планируем оцифровывать старые книги, которые находятся в фонде детсада, и таким образом сохранить литературное наследие.

    Работа с целевой аудиторией ведётся через главные средства реализации: сайт библиотеки, библиоуголок в детском саду и сотрудничество с другими библиотеками.

  13. Сайт с онлайн-доступом к литературе, играм, медиаматериалам — инструмент продвижения книги и чтения.
  14. Библиоуголок в детском саду — место общения с «живыми» книгами.
  15. Сотрудничество с библиотеками района.

Первое, что мы сделали, — создали сайт библиотеки. Для удобного перехода на сайт мы используем QR-систему, коды вставлены во все бумажные информационные носители. Конечно, на сайт библиотеки или Библиосада можно пройти и по прямой ссылке, используя адресную строку, а также через сайт детского сада по ссылке в информационном портале.

Главная рубрика сайта — это книжная полка. Здесь размещаются тематические подборки литературных произведений. Произведения размещаются в различном формате: ссылкой или полным текстом, в зависимости от величины текста. Также мы всегда указываем источник, откуда взято произведение. В своей книжной подборке мы используем ресурсы других литературных платформ, доступ к которым свободен. Также мы размещаем собственные оцифрованные материалы. Отметим, что сайт библиотеки даёт возможность педагогам ДОУ разместить тематические публикации. Игровой материал, представленный на сайте, создан педагогами нашего учреждения.

Для более действенного привлечения внимания, развития интереса к чтению и погружения в книжную культуру в Библиосаде размещаются игровые материалы, видео- и аудиокниги (диафильмы, мультфильмы) по соответствующим тематикам. Это помогает разнообразить детскую читательскую активность и закрепить интерес к чтению. По прочитанным произведениям предлагаются игровые задания, кроссворды, викторины. Дети могут также знакомиться с произведениями детской литературы через просмотр мультфильмов и озвученных диафильмов. На базе библиотеки мы проводим разные конкурсы для всех участников образовательного процесса. Более подробно о структуре и наполнении сайта вы сможете узнать, посетив наш Библиосад: https://bibliosad-sad9prim.eduface.ru.

За то небольшое время, что существует проект, мы убедились, что он может не только реализовать нашу первичную цель, но и его возможности позволяют решать широкий спектр задач для всех участников образовательного процесса.

Иммерсивная библиотека стала для нашего учреждения центром притяжения культурно-досуговой и воспитательной работы детского сада.

Возможности нашего Библиосада позволяют составлять тематический образовательный контент, в который входят не только литературные произведения, но и игровые, аудио- и видеоматериалы. Таким образом педагог или родитель получает комплекс материалов по определённой теме.

Современные дети очень легко адаптируются в мультимедийном мире. Создание иммерсивной библиотеки в ДОУ — перспективное направление в воспитании и образовании дошкольника благодаря привлечению детей к книжной культуре. Она позволяет перейти к иммерсивному обучению — методу, который использует смоделированную среду. С её помощью все участники образовательного процесса могут полностью погрузиться в процесс обучения и в данном случае — чтения. Так главный отвлекающий фактор (смартфон, компьютер) мы превращаем в предмет, который помогает погрузиться в увлекательный мир художественной литературы. При этом каждый может выбирать, что ему больше нравится: читать, играть, слушать или смотреть. Таким образом происходит индивидуализация процесса приобщения детей к книжной культуре.

Список литературы

  1. Корец А.О. Электронные ресурсы — современный инструмент формирования читательской активности школьников / А.О. Корец. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2014. № 14 (73). – С. 297–298. https://moluch.ru/archive/73/12397/
  2. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnyy-podhod-v-obrazovanii
  3. Чебанова С.С. Неклассический средо-ориентированный подход к психологическому консультированию по вопросам пользовательского восприятия коммерческих веб-ресурсов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика