Проектная деятельность патриотической направленности в группах старшего дошкольного возраста с использованием созданного информационного ресурса «Прогулки по детскому Петербургу»


Современные продукты технического развития общества, компьютерные технологии, различные устройства коммуникации устанавливают свои правила во всех сферах социального общения. У нынешних дошкольников наблюдается тенденция к снижению познавательной активности, происходит утрата нравственных и социальных ценностей, теряется уважение к истории и культуре родного народа, своего города. Часто интерес детей переводится в интерактивную развлекательную область. Поэтому нам, педагогам, необходимо создать такой ресурс, который был бы интересен детям, способствовал развитию их исследовательских навыков, умений и познавательной активности. В статье дано описание практического применения информационного ресурса (сайта) в проектной деятельности в реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников.


Патриотизм всегда рассматривался как базовая составляющая национального самосознания народа, которое выражается в преданности своему Отечеству, знании его истоков и истории, в любви к его традициям и быту, желанию его защищать. И дальновидность государственной политики в области образования заключается в том, чтобы с малых лет сформировать в ребёнке понимание и принятие традиций, уважение к истории своей Родины, любовь к малой родине, с которой начинается верность своей стране, ответственность за неё, готовность защищать свою землю…

Среди инициатив Президента РФ В.В. Путина последних лет хочется выделить инициативу, связанную с патриотическим воспитанием: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Как бы долго мы ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре» [4].

Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, к быту своего народа, природе и культуре своей малой родины, к их своеобразию и неповторимости: он начинает любить то, что его окружает. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Это формирование является одной из важнейших задач современности, формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна, воспитание любви к родной земле.

Однако мало любить родную землю, необходимо знать её историю и культуру. Очень ёмко идею формирования патриотизма обозначил Д.С. Лихачев, подчеркнувший, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к её истории, её прошлому и настоящему» [3].

Дошкольное учреждение призвано формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности; дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет патриотами своего Отечества. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в дошкольном возрасте, когда ребёнок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Важно не забывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, следуя своему восхищению, симпатии, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве любви сначала к своей семье, своему дому, а затем уже ко всему остальному. И эти чувства не могут возникнуть после нескольких занятий и бесед. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на эмоции ребенка, которое осуществляется постоянно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Сейчас наша жизнь очень активна: развиваются техника, цифровые технологии, поэтому приоритеты российского образования требуют обновления методов, форм, технологий образовательной деятельности с воспитанниками.

Но наиболее эффективным способом остаётся метод проектов, так как технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые остаются инновационными в работе педагогов. Инновационная идея проекта выражается в оптимизации, структурировании новых форм, выборе технологий совместной образовательной деятельности; в изменении подходов к организации познавательно-продуктивной и творческой деятельности; в важности получения ребёнком нового опыта понимания окружающего мира, создающего особенный тип мышления — исследовательский, творческий, креативный. Благодаря методу проектов получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс [2]. Это позволяет ребёнку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объём информации, осмыслить связи между предметами и явлениями, проявить самостоятельность и свои личностные качества. Актуальность проекта состоит в поиске возможностей объединить современный инструментарий цифровых технологий и традиционных методов воспитания и обучения для повышения качества образования.

И мы хотим познакомить вас с нашим долгосрочным проектом по изучению родного города, в котором объединили и всем знакомые методы и приёмы работы, и новые технологии, а результатом стало создание сайта «Прогулки по детскому Петербургу».

В каждом городе, посёлке, деревне всегда ведётся краеведческая работа: ребята изучают историю своей малой родины. Нам очень повезло: мы живём в Санкт-Петербурге — городе с богатой историей, с прекрасными памятниками и архитектурой. Каждый педагог накапливает очень много материала по знакомству с городом, этот материал ещё и постоянно пополняется: получается система работы, которая накапливается, формируется годами и апробируется не на одном четырёхлетнем выпуске детей.

Наш проект условно разбит на три блока, каждый из которых соответствует возрасту детей и их возможностям. Если в младшей группе мы говорили о семье, отношениях в семье, традициях семьи (проекты «Моя семья», «Мой любимый уголок»), то чем старше становятся дети, тем дальше мы продвигаемся в исследованиях. Средняя и старшая группа — это природа вокруг нас, звуки (проект «Звуки вокруг нас»), история и традиции нашей малой родины (проект «Это твой, это мой, это наш Металлострой»). И уже в подготовительной группе дети готовы изучать свою страну, свой город, его историю, традиции, достопримечательности (проекты «Почему город Санкт-Петербург называют столицей мостов?», «Петербургские странички»).

Да, мы изучаем материал по фото, книгам, используем презентации и виртуальные экскурсии, но это потому, что сейчас очень сложно организовать выезд с ребятами дошкольного возраста. Учитывая удалённость нашего посёлка от города и невозможность организованно ездить на экскурсии, нам необходима помощь родителей в организации экскурсий и прогулок для своих детей, поэтому родители — наши партнёры и помощники.

В проектах всегда работает команда: воспитатели группы, дети, родители, специалисты, музыкальный руководитель. Это большая работа, накапливается очень много материала, к которому иногда необходимо вернуться, чтобы повторить. Пришло понимание, что необходимо объединить уже накопленный опыт всех участников, осветить происходящие события, заявить о своих успехах в реализации проекта, поделиться своими знаниями, рассказать о событиях и не отстать от инновационных технологий. Поэтому было принято решение создать такой образовательный ресурс, который стал бы дополнительным помощником к имеющимся пособиям по приобщению к истории и культуре родного города. Это сайт «Прогулки по детскому Петербургу». (Сайт создан в программе WIX Website Editor. Этот конструктор доступен и удобен в использовании.)

Плюсы ресурса:

  1. возможность популяризировать деятельность педагогов и специалистов ДОУ,
  2. доступен с любого технического устройства, даёт возможность изменять и наполнять контент совместно с родителями результатом деятельности детей и их семей, материалами НОД, викторин, конкурсов,
  3. реализует деятельностный подход в педагогике.

Структура нашего сайта — это 10 тематических страниц, отображающих этапы реализации проекта и накопленный материал.

На странице «Самый, самый Петербург» размещены презентации детского творчества, иллюстрирующих отражение в рисунках детских впечатлений и эмоций от наблюдений, созерцания красоты нашего города. Для мотивирования не очень активных детей в выражении своих впечатлений в творчестве мы использовали приём оживления рисунка и анимации. В ходе бесед и обсуждений дети охотно делились интересными фактами из мира музеев. Например, мы узнали, что в Эрмитаже работают коты и каждую весну в Зимнем дворце проходит «День эрмитажного кота». В этот день можно попасть туда, куда обычно посетителей не пускают: на чердак и в подвал. Виртуальная экскурсия в музей о котах вдохновила ребят на творчество — «Кошачий след в истории нашего города». На странице также размещены ссылки на виртуальные экскурсии для семейного просмотра. С помощью программы дополненной реальности «Живой город» дети смогли рассмотреть объекты города в формате 3D, предварительно разместив картинку с их изображением на карте города.

Страница «Занимательный Санкт-Петербург» посвящена неизвестным фактам об известных достопримечательностях. Перейдя по ссылкам, можно совершать виртуальные экскурсии, посетить музей всей семьёй. Здесь же размещены семейные фото как приём «овеществления впечатлений» от экскурсии (фото в залах музея, на фоне здания, буклеты).

На странице «Веселье круглый год» мы предлагаем краткий экскурс в историю праздников города. А праздничные фото из жизни детей группы наполняют её эмоциями и впечатлениями. Праздничное новогоднее настроение продолжилось в мероприятиях тематической недели «Цирк зажигает огни!». Дети, а также их родители получили массу положительных эмоций и впечатлений от группового шоу «Фокусники».

Наш город известен большим количеством памятников, среди которых оказалось немало известных персонажей из мультфильмов и книг. Их можно встретить в обычных дворах и на улицах Петербурга. На странице «Сказочный Петербург» размещена подборка фото необычных памятников и адреса их расположения, а также сказки о Петербурге и сказки, сочинённые дошкольниками города. В планах проекта — предложить нашим детям сочинить подобные сказки.

Знакомство детей с миром музыки культурной столицы, её концертными залами и театрами проходит в рамках музыкальной деятельности и освещено на музыкальной странице сайта. Дети знакомились с произведениями Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Прокофьева, Кабалевского и отражением их творчества в культуре города. К примеру, итогом знакомства с историей Летнего сада, музыкальными традициями, выступлением военных оркестров, с баснями Крылова, просмотра музыкального мультфильма «Квартет» стала командная викторина. Вопросы участникам команд в формате видео задавали сами ребята, подготовив их заранее с родителями. А путешествие по музыкальным сказкам в виде квеста с различными дидактическими играми и заданиями вдохновили ребят на изобразительную деятельность: рисунки к сюжету оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Выставка семейных работ «Рождественская сказка. Балет “Щелкунчик”» стала итогом знакомства с музыкой Чайковского и просмотром балета в постановке Мариинского театра.

На странице «Композиторы Петербурга — детям» мы разместили развивающие видео и музыкальные мультфильмы, которые дают возможность детям дома знакомиться или закреплять музыкальный материал. На музыкальных страницах сайта размещены полезные ссылки, перейдя по которым дети вместе с родителями могут сделать первые шаги в театр, прогуляться по «Музыкальному Петербургу» вместе с кошечкой Мэри и колокольчиком Бомом, побывать в концертных залах и театрах города. А ещё, узнав о необычном музее фонографов и патефонов, который находится на Петроградской стороне, мы смогли с ребятами послушать пластинки на настоящем патефоне. Незабываемые звуки музыки вызвали восторг как у детей, так и у взрослых.

Творческое задание для детей и их родителей — окунуться в прошлое города и составить небольшой описательный рассказ по ретрокартинке с достопримечательностью в рамках тематической недели «Путешествие в прошлое» представлено в рубрике «Ретро Петербург». Цель такого взаимодействия с семьёй — обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, так как в группе есть дети, которые стесняются выступать публично, но с удовольствием записали свой рассказ на видео и презентовали всем. Реализация любого образовательного проекта предполагает результат — успешность детей в каком-либо виде деятельности, повышение самооценки, приобретение навыков творчески активного отношения к миру. И всё это мы смогли представить на странице успеха. Выставки и конкурсы семейного творчества — показатель интереса и успеха ребёнка. Конкурс видеороликов «Я советую здесь побывать» является тому примером.

Итак, созданный нами электронный ресурс — это наглядная система приобщения ребёнка к культуре и истории, инструмент создания новых условий в расширении воспитательной среды современного детского сада, в создании эмоционально насыщенного и развивающего пространства.

Реализуя проект совместно с родителями, мы поставили себе задачи, одна из которых — «влюбить» ребёнка в свой город, в свою Родину. Невозможно измерить уровень этой любви. У каждого она своя, но нам очень хочется, чтобы ребёнок пронёс эту любовь через всю свою жизнь. И мы надеемся, что наш сайт стал одной из ступеней на пути к этому. Мы видели интерес родителей, детей, других педагогов к нашему продукту.

Можно сделать вывод о перспективности дальнейшего использования такой формы организации воспитательно-образовательного процесса для достижения более высокого уровня сформированности чувства патриотизма, духовной силы, ощущения своей неразрывной причастности к Родине, к своему городу.

Мы будем рады приветствовать вас на нашем сайте: https://pyteshestvie2122.wixsite.com/my-site

Список литературы

  1. Долматова Л.А. Проектная деятельность взрослых и детей в образовательном пространстве ДОУ. – СПб.: СПбАППО, 2011.
  2. Круглова Л. Информационные технологии как часть культурно-информационной среды детей дошкольного возрастаhttp://doshkolnik.ru/
  3. Лихачев Д.С. Экология культуры http://svitk.ru/004_book_book/16b/3564_lihahev-ekologiya_kulturi.php
  4. Путин В.В. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Официальный сайт президента:http://www.special.kremlin.ru/events/president/news/16470

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика