Всероссийская образовательная онлайн-платформа ГБДОУ № 67 — это инновационная форма сопровождения образовательной деятельности ДОУ, взаимодействия ДОУ с родителями, детьми, педагогами из разных регионов России, студентами педагогических вузов и колледжей.
Онлайн-платформа создана и постоянно обновляется, чтобы обеспечить:
Онлайн-платформа — это площадка для профессиональной коммуникации, обмена опытом, сотрудничества педагогов с родителями, то есть место встречи и повышения квалификации для всех заинтересованных сторон.
Количество зарегистрированных на платформе участников (на момент публикации) составляет более четырёхсот человек.
География участников довольно обширна, она представлена такими городами и регионами, как Москва, Санкт-Петербург, Чебоксары, Ачинск, Владикавказ, Сарапул, Владивосток, Барнаул, Рязань, Ухта, Новосибирск и др.
Онлайн-платформа представляет собой комплекс из трёх ресурсов и включает:
- открытые дистанционные курсы на базе платформы Moodle;
- всероссийские онлайн-встречи в формате «Педагогические гостиные ОНЛАЙН» (научно-практические круглые столы);
- онлайн-встречи Центра сотрудничества педагогов и родителей «Мир детства» (мастер-классы, консультации).
В системе Moodle педагоги ГБДОУ № 67 Приморского района Санкт-Петербурга «Невский львёнок» в сотрудничестве с широкой сетью социальных партнёров размещают массовые открытые дистанционные курсы по категориям: для педагогов дошкольных образовательных учреждений, родителей дошкольников, студентов педагогических университетов и колледжей.
Доступ к курсам может получить любой желающий. Для этого достаточно пройти простую процедуру регистрации. Все курсы доступны круглосуточно и полностью бесплатны для всех.
В качестве примера можно представить курс «Адаптация к детскому саду», который разработан специально для родителей будущих воспитанников ДОУ — тех родителей, которые получили направление в детский сад. Темы-уроки — ответы на самые популярные вопросы, которые задают себе и воспитателям родители до начала посещения детского сада и в первые недели адаптации. Все родители, которые подают документы за зачисление своих детей в ГБДОУ детский сад № 67, получают ссылку на этот курс, однако пройти обучение и по его итогам стать счастливым обладателем сертификата «Образованный родитель» могут все желающие.
Курс состоит из семи уроков. Каждый урок состоит из трёх блоков: короткое видео, инструкция-шпаргалка и тест на понимание полученной информации. Все материалы разработаны и оформлены воспитателями ГБДОУ.
На один урок в среднем родитель тратит менее 10 минут. Все уроки можно проходить в произвольном порядке в любое удобное время.
Всероссийские онлайн-встречи в формате «Педагогические гостиные онлайн» — это регулярные научно-практические круглые столы, которые организует творческий коллектив ГБДОУ № 67 в формате онлайн. Встречи проходят один раз в квартал и каждый раз посвящены одной из актуальных тем, которая интересна как педагогам ДОУ из разных регионов, так и родителям воспитанников, а также студентам и преподавателям педагогических вузов и колледжей.
В программу мероприятия включаются выступления экспертов-практиков по заявленной теме, а также дискуссия после выступлений. Завершается мероприятие обменом мнениями, комментариями и опытом в режиме «свободного микрофона».
В 2021 году в педагогических гостиных онлайн приняли участие более 100 педагогов ДОУ, более 20 родителей воспитанников и более 30 студентов. Это участники из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Рязани, Барнаула, Новосибирска, Казани, Воронежа, Чебоксар, Ухты, Владивостока и др. Онлайн-формат стирает границы обмена опытом.
Онлайн-встречи центра сотрудничества педагогов и родителей «Мир детства» проводятся один раз в месяц. На них обсуждаются самые важные вопросы, касающиеся воспитания и развития детей дошкольного возраста, организуются мастер-классы, досуг, игры, семинары, тренинги.
В конце 2021 года творческой группой ГБДОУ был опробован новый формат таких встреч: дети получали в детском саду перед уходом домой наборы для творчества, а дома вместе с родителями они подключались к творческой мастерской онлайн и изготавливали поделку вместе с педагогом, другими ребятами и, конечно, родителями.
Опыт организации взаимодействиями между всеми заинтересованными сторонами на базе образовательной онлайн-платформы «Семья – ДЕТСКИЙ САД – школа – вуз» позволяет сделать ряд выводов:
- Онлайн-технологии в дошкольном образовании не заменяют и не могут заменить реальное общение и взаимодействие между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями, родителями и детьми, педагогами ДОУ и студентами-практикантами.
- Онлайн-технологии в дошкольном образовании дополняют и открывают новые границы для реализации разных форм взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами: педагогами ГБДОУ, родителями воспитанников, школьными учителями, преподавателями и студентами педагогических университетов и колледжей. Онлайн-технологии, которые применяются во всех компонентах образовательной онлайн-платформы, стирают временные и территориальные границы, позволяют наладить активное сотрудничество между энтузиастами из разных городов.
- Наиболее активны, открыты к профессиональному диалогу и продуктивному сотрудничеству по опыту работы онлайн-платформы «Семья – ДЕТСКИЙ САД – школа – вуз» педагоги ГБДОУ из разных городов и родители воспитанников, а наименее открыты — студенты и преподаватели вузов.
- Для сокращения разрыва между академической средой и реальной практикой работы в дошкольных образовательных учреждениях необходимо активно развивать это направление роста онлайн-платформы. В качестве ближайшей перспективы развития творческий коллектив ГБДОУ детский сад № 67 рассматривает разработку курса «Адаптация к детскому саду» для студентов-практикантов из педагогических университетов и колледжей.
Список литературы
- Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. 2019. № 6 (96). – С. 50–57. DOI:10.24411/1997-9657-2019-10058.
- Исакова И.А., Янак А.Л. Информатизация и гаджетизация современного общества и детства. The Digital Scholar: Philosopher’s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. № 1. – С. 131–145. DOI: 10.5840/dspl20192114.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2017. – 375 с.
- Soldatova G., Teslavskaia (Olkina) O. Young children (0–8) and digital technology. Russian Report // Chaudron S., Di Gioia R., Gemo M. Young children (0–8) and digital technology, a qualitative study across Europe. JRC 110359, EUR 29070 EN, Publications Office of the EU, 2018. [Электронный ресурс] – URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/young-children-0-8-and-digital-technology-qualitative-study-across-europe
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2011).
- Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. – М.: ГУ-ВШЭ, 2018. – 168 с.