«По ступенькам грамотности» — учебно-методический комплекс нового поколения


XXI век — век прогресса и расширения оцифровки и контроля информации на глобальном уровне. Перемены, связанные с распространением цифровых технологий, захватывают различные сферы жизни современного человека, в том числе и сферу образования. При этом перед образованием не только ставятся новые задачи, но и предоставляются инструменты для их решения: в образовательных организациях развивается цифровая инфраструктура, повышается компетентность сотрудников, необходимая для работы в насыщенной цифровой среде, появляются общедоступные цифровые коллекции учебно-методических материалов, которыми могут пользоваться участники образовательных отношений: дети, педагоги, родители [1, с. 12].


Одним из таких общедоступных современных цифровых ресурсов является учебно-методический комплекс «По ступенькам грамотности», созданный инновационной командой ГБДОУ детского сада № 78 «Жемчужинка». Новый УМК даёт возможность обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования реализуемых основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования и сформировать у детей старшего дошкольного возраста предпосылки учебной деятельности [2].

Представляемый УМК выгодно отличается от существующих методических пособий. Важными особенностями предлагаемого инновационного продукта являются:

  1. системность;
  2. научная обоснованность;
  3. учёт требований ФГОС дошкольного образования;
  4. комплексный подход;
  5. активизация репрезентативных систем и их комбинаций;
  6. полнота и готовность к использованию;
  7. вариативность использования.

УМК «По ступенькам грамотности» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и позволяет повысить качество подготовки дошкольников к обучению грамоте: развить фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза, фонематические представления, а также высшие психические функции.

УМК построен на основе синтеза информационной технологии Mimio и педагогических технологий: игровой и лэпбук. В основу разработанного УМК положена идея использования игры как ведущей деятельности дошкольника. Основная форма предъявления материала — игровая.

УМК «По ступенькам грамотности» включает в себя три больших блока:

  1. цифровой (представлен тематическими Mimio-проектами),
  2. аналоговый (представлен тематическими лэпбуками),
  3. методический (представлен подробными методическими рекомендациями по работе с Mimio-проектом и лэпбуком).

Структурной единицей УМК является тематический комплект «ЛЭП.ink», состоящий из тематического Mimio-проекта, тематического лэпбука и методических рекомендаций по работе с Mimio-проектом и лэпбуком, инструкции по изготовлению лэпбука и папки с графическими материалами для распечатки лэпбука. Таких тематических комплектов в УМК — 27.

Игровые задания каждого комплекта систематизированы в рамках одной темы, представлены в проекте и продублированы в лэпбуке.

Каждый тематический комплект содержит подборку дидактических игр, направленных на уточнение акустико-артикуляторного образа звука, ознакомление со зрительным и графическим образом буквы, развитие навыка языкового анализа и синтеза от элементарных его форм (выделение изучаемого звука на фоне слов) до высших (определение порядка следования звуков в слове и их количества); формирование навыка дифференциации изучаемых звуков с акустически сходными, тренировку навыка слогоделения, формирование и закрепление звуко-буквенных связей.

В основе каждого задания — короткая авторская история. Все задания тематического комплекта связаны единым сюжетом либо «действующим лицом». В качестве «действующих лиц» использованы хорошо знакомые современному ребёнку игровые, литературные или мультипликационные персонажи. Весь речевой материал, предлагаемый дошкольникам при обучении их фонематическому анализу, соответствует принципу фонетической орфографии, то есть исключены случаи расхождения графического образа слова с его фонетическим образом. Подобраны качественные фоновые и предметные иллюстрации.

Система работы по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте, положенная в основу данного УМК, включает в себя три периода и строится в соответствии с тематическим планированием, составленным с учётом психолингвистических и психофизиологических основ обучения грамоте.

Каждый период предполагает определённую степень усложнения предлагаемого материала. Принцип от простого к сложному прослеживается не только в планировании, но и в каждом тематическом комплекте. Это позволяет педагогу подбирать задания с учётом возможностей как конкретной подгруппы детей, так и каждого ребенка, это даёт возможность обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, перейти от обучения и воспитания всех к обучению и воспитанию каждого.

Как же работать с УМК «По ступенькам грамотности»? Ознакомление с каждой новой темой в рамках образовательной деятельности рекомендуется начинать с Мimio-проекта. Педагог знакомит детей со звуком на основе ассоциации речевого звука с неречевым. После этого дети самостоятельно составляют «паспорт» нового звука с опорой на его акустические и артикуляторные характеристики. Затем детям предлагаются дидактические игры, направленные на формирование фонематических умений, содержащиеся в проекте.

Во второй половине дня в рамках совместной деятельности с педагогом либо в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные на занятии знания, используя лэпбук. На страничках лэпбука они встречаются с теми же персонажами и типами заданий, что и в проекте. Взяв лэпбук, ребёнок может пройти все задания по порядку или выбирать те, которые ему больше понравились. Речевой материал лэпбука отличается от включённого в проект речевого материала, что предоставляет возможность закреплять формируемые навыки, не дублируя материал занятия. Также лэпбук могут использовать родители воспитанников в тех ситуациях, когда нужно обеспечить непрерывность образовательного процесса и восполнить возникшие пробелы в случае пропуска ребёнком занятий.

В практике использования лэпбуков были замечены также случаи взаимообучения детей навыкам фонематического анализа и синтеза при работе в парах и малых группах.

Таким образом, в результате синтеза информационных и педагогических технологий, а также особенностей их использования расширяется спектр возможностей для организации непрерывного образовательного процесса: фронтально, в подгруппе, в парах, индивидуально с ребёнком и для самостоятельного использования ребёнком.

Учебно-методический комплекс размещен в открытом доступе на сайте https://sites.google.com/view/ds78umk. Он открыт для редактирования и адаптации под задачи конкретного педагога. Таким образом, УМК «По ступенькам грамотности» можно назвать общедоступным индивидуализированным продуктом, что является одним из компонентов модели работы образовательной организации в условиях цифровой трансформации образования [1, с. 18].

УМК будет полезен педагогам любых дошкольных образовательных организаций, работающим как в группах общеразвивающей, так и компенсирующей направленности, и заинтересованным в повышении качества образования при построении работы по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте.

В результате использования УМК:

  • педагоги получают эффективный инструмент для организации образовательной деятельности;
  • дети получают разнообразные игры с авторскими сюжетами, смогут погрузиться в близкую им эмоциональную среду;
  • родители получают средство, позволяющее в случае временного отсутствия ребёнка на занятиях сохранить единое образовательное пространство семьи и детского сада и обеспечить непрерывность образовательного процесса.
  • Список литературы

  • Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. – М.: ГУ-ВШЭ, 2018. – 168 с.
  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс] // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
  •  

     

     

     

     
     

     
     

     

     

     

    Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

    Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

    Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

    Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

    Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

     
       
    Яндекс.Метрика