Обучение способам альтернативной коммуникации детей дошкольного возраста с применением информационных технологий


Человеку очень трудно жить без общения с другими людьми. Это объясняет высокий интерес исследователей и специалистов-практиков к изучению феномена общения и совершенствованию коммуникативных умений детей и взрослых. Способность человека к общению раскрывается во многих работах по психологии и педагогике. Для обозначения этой способности используется понятие «коммуникативность». Говорить о коммуникативности у субъекта общения мы можем при наличии у него сформированных коммуникативных умений.


Человеку очень трудно жить без общения с другими людьми. Это объясняет высокий интерес исследователей и специалистов-практиков к изучению феномена общения и совершенствованию коммуникативных умений детей и взрослых [2].

Способность человека к общению раскрывается во многих работах по психологии и педагогике. Для обозначения этой способности используется понятие «коммуникативность». Говорить о коммуникативности у субъекта общения мы можем при наличии у него сформированных коммуникативных умений [3].

Всё разнообразие коммуникативных умений может быть сведено к основным трём видам. Первый вид умений включает в себя использование невербальных средств общения, передачу рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи и пониманию смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, состоящим из умения без предварительной подготовки включаться в общение, организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает межличностную коммуникацию [1].

Понимание особенностей развития коммуникативных умений у неговорящих детей позволило специалистам Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи Колпинского района Санкт-Петербурга разработать цифровую образовательную платформу «Альтернативная коммуникация». Этот ресурс (http://alter-comm.ml) был создан с целью последовательного обучения неговорящих детей способам альтернативной коммуникации с дальнейшим развитием речи. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Обучить ребёнка способам эффективной коммуникации в условиях цифровой образовательной среды.
  2. Стимулировать речевое развитие дошкольника, совершенствуя функционирование речевого аппарата с использованием обучающих цифровых технологий.
  3. Предоставить дистанционную поддержку участникам образовательного процесса с использованием информационных технологий, которые будут понятны и интересны.

С точки зрения содержательного наполнения платформы «Альтернативная коммуникация» особую ценность имеют интерактивные цифровые игры, которые были разработаны учителями-логопедами и учителями-дефектологами ГБУДО ЦППМСП Колпинского района Санкт-Петербурга. Эти игры направлены на развитие речи, обучение способам эффективной коммуникации ребёнка, совершенствование функционирования речевого аппарата и слухового восприятия. Благодаря платформе «Альтернативная коммуникация» родители (законные представители) получают возможность информационно-методической и психолого-педагогической поддержки в развитии и обучении неговорящих детей дошкольного возраста.

Структура интерактивной образовательной платформы «Альтернативная коммуникация» включает в себя следующие разделы: «Карточки ПЕКС», «Мультимедийные игры», «Обучающий видеоматериал», «Методические рекомендации», «Обратная связь», «FAQ. Частые вопросы».

Карточки ПЕКС расположены в одноименном разделе. Они представляют собой альтернативный способ общения ребёнка с окружающими. Главная цель применения этих карточек — дать ребёнку возможность выразить свою просьбу или желание, если он не может это сделать традиционным способом (с помощью слов). Стоит отметить, что карточки ПЕКС — это временная мера, ускоряющая возможность освоить речевой способ общения.

В разделе «Мультимедийные игры» представлены разработанные создателями платформы цифровые интерактивные игры разной степени сложности. Вариативность интерактивных игр обеспечивает совершенствование слухового восприятия ребенка (например, улучшается дифференциация звуков улицы, звуков музыкальных инструментов, звуков животных), речевое развитие (укрепляется речевой аппарат, отмечается прогресс в воспроизведении звукоподражаний животным и произношении гласных звуков), освоение альтернативной коммуникации с помощью жестов. Вместе с тем ребёнок учится составлять расписание дня и следовать ему. Педагоги, описывая влияние мультимедийных игр, отмечают также положительную динамику в развитии эмоционального интеллекта ребёнка.

Тематические видеоролики можно найти в разделе «Обучающие видео». Родители могут просмотреть видеоуроки по артикуляционной гимнастике, дыхательным упражнениям, дифференциации неречевых звуков, развитию моторики, работе с речевым материалом.

Раздел «Методические рекомендации» включает в себя подробные инструкции к играм, дублирующий карточный материал, карточки ПЕКС.

Для обеспечения доступности психолого-педагогической помощи на платформе «Альтернативная коммуникация» предусмотрена рубрика «FAQ. Частые вопросы». В этом разделе родители (законные представители) в любое удобное для них время могут получить информацию по вопросам обучения и развития своих детей. Специальная форма для связи со специалистами предусмотрена в разделе «Обратная связь».

Использование цифровой образовательной платформы «Альтернативная коммуникация» подтверждает востребованность у родителей (законных представителей) помощи в обучении неговорящих детей дошкольного возраста альтернативным способам коммуникации. Родители отмечают красочность интерактивного материала, что, на их взгляд, помогает поддерживать заинтересованность детей в обучении.

В перспективе планируется дополнение разделов «Мультимедийные игры» и «Обучающие видео», а также расширение образовательного пространства за счёт вовлечения большего количества семей и педагогов, у которых есть запрос на обучение неговорящих детей.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
  2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
  3. НейроЛогопедический центр «Выше радуги» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал лицензированного образовательного учреждения. – https://vishiradugi.ru
  4. PECS — Система коммуникации с помощью обмена изображениями. Pyramid Educational Consultants [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал системы ПЕКС в России.https://www.pecs-russia.com/

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
Яндекс.Метрика