Современные школьники нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях. Их отличает, прежде всего, максимальная приближенность к информации. Поколение Z «обитает» в виртуальном мире. Виртуальные ценности для большинства выходят на первый план. Вместе с тем на второй план уходит мотивация к обучению и снижается качество общего образования, что особенно усилилось во время сложной эпидемиологической обстановки. Использование технологий дополненной и виртуальной реальности в процессе образования позволяет решить проблему перегрузки учащихся и повысить мотивацию к изучению предметов.
Учащиеся школы как представители поколения Z не способны удерживать внимание на чем-то одном больше 15–20 минут. Информация, которая преподносится учащимся, не должна быть «избыточной», поэтому им важно получать «концентрированные» знания, но при этом необходимые и достаточные для получения базового образования. Традиционные формы подачи учебного материала зачастую не используют возможности компьютерной визуализации, и только современные интерактивные технологии вносят в процесс обучения яркие трёхмерные образы, тем самым способствуя повышению мотивации к обучению и образовательных результатов в целом. Этим обосновывается эффективность создания и применения дидактических материалов с дополненной и виртуальной реальностью.
Идеей подобного проекта является создание интегрированной, практико-ориентированной дидактической среды, направленной на преодоление факторов риска, влияющих существенным образом на качество образования в образовательной организации, средствами дополненной и виртуальной реальности.
В так называемой школьной лаборатории создаются дидактические материалы с элементами дополненной и виртуальной реальности как непосредственно педагогическими работниками, так и совместно с учащимися; реализуется возможность проводить учебные мероприятия и занятия в рамках дополнительного образования технической направленности на совершенно новом уровне с применением дополненной и виртуальной реальности; оборудование не только стационарно находится в одном помещении образовательной организации, но и есть возможность его транспортировки в рамках реализации проекта.
Таким образом можно осуществлять интеграцию общего и дополнительного образования, поскольку содержание проекта может быть раскрыто по двум направлениям: работа педагогов по созданию образовательного и социально значимого контента; работа учащихся как в рамках учебных мероприятий, так и на занятиях отделения дополнительного образования детей и взрослых.
В ходе реализации проекта возможно получение таких результатов, как повышение мотивации к учебному процессу, пребывание в «ситуации успеха» и, как следствие, повышение качества образования, социальная адаптация; освоение педагогами новых форм педагогической практики; осознание родителями необходимости смены поведенческой модели запрета гаджетов на парадигму партнёрства с детьми в умеренном применении девайсов как инструментов цифрового творчества; для системы образования — инновационная площадка по созданию электронных образовательных материалов с дополненной и виртуальной реальностью.
Замысел состоит в том, что в рамках реализации проекта участники формируют как стратегию обновления преподавания выбранных предметов, так и механизмы использования другими образовательными организациями уникального ресурса.
В ходе реализации проекта для решения задач проводится ряд мероприятий. На организационном этапе работы создаётся концепция организации учебного процесса и определяются условия внедрения в образовательный процесс технологии дополненной и виртуальной реальности.
В ходе аналитико-диагностического этапа выявляются условия, имеющиеся в образовательной организации для реализации проекта, состояние материально-технической базы, кадрового потенциала. В образовательной организации в минимальной комплектации должно быть специфическое оборудование, позволяющее создавать пособия и дидактические разработки для реализации данного проекта, современное базовое оборудование, такое как компьютерный класс (комплект ноутбуков), VR-устройства и др. для массового внедрения технологии дополненной и виртуальной реальности в образовательный процесс.
Экспериментально-внедренческий этап работы подразумевает разработку и тиражирование продуктов, таких как «Методические рекомендации для педагогов по внедрению в образовательный процесс технологии дополненной и виртуальной реальности для обеспечения качественного образования», «Программы по учебным предметам и занятиям в рамках дополнительного образования с использованием технологии дополненной и виртуальной реальности», «Комплекс интерактивных материалов по учебным предметам и занятиям в рамках дополнительного образования, в т.ч. с возможностью организации дистанционного обучения».
Также в рамках данного этапа могут проводиться уроки, внеклассные и межшкольные мероприятия, занятия по дополнительному образованию в рамках межсетевого взаимодействия. Это позволит повысить профессиональную компетентность педагогов, мотивацию обучающихся к изучению предметов, разнообразить школьную жизнь учащихся, ускорить их социальную адаптацию в современной образовательной среде, повысить мотивацию к учёбе и тем самым улучшить качество общего образования.
Аналитико-корректирующий этап позволит оценить качество деятельности всеми участниками проекта, педагогическими работниками, учащимися и родительской общественностью, сравнить полученные результаты с целью проекта.
Выбор направления реализации проекта образовательной организацией в первую очередь может быть обусловлен проблемами и спецификой контингента учащихся. Образовательный процесс строится с учётом запроса контингента и, уже как следствие, существенно влияет на такие факторы, как состояние физического и психического здоровья учащихся, будущая социализация, успешность в учёбе и профессиональная успешность обучающихся. Эта информация ложится в основу принятия управленческих решений.
Другой важной предпосылкой в выборе направления реализации проекта являются новые возможности, связанные со значительным развитием за последние годы области информационно-коммуникационных технологий. Широкое распространение современных технологий не позволяет сегменту образования оставаться в стороне, поскольку школа вынуждена учитывать такую тенденцию развития общества, как интенсивное развитие новейших технологий, которые внедряются уже практически во все сферы жизни человека.
Современный школьник принадлежит к тому поколению, когда гаджеты стали неотъемлемой частью его повседневной жизни. Это актуально как для учителей, так и для учащихся и их родителей. Решающее влияние на развитие и формирование поколения Z окажут такие обновленные технологии и такие каналы получения информации, которые помогут сделать учебный материал «ярким и зримым». Поколение «зумеров» лучше всего воспринимает именно визуальную информацию, считая её наиболее «комфортной», а текстовые материалы предпочитает видеть простыми для восприятия, когда структура текста соответствует его содержанию, а ключевые пункты выделены визуально.
Одна из основных и актуальных задач современной школы — поддержка цифровизации экономики и необходимость цифровизации самого образовательного процесса. Этот процесс имеет несколько «измерений». Во-первых, в образовательных организациях в недостаточной степени применяются цифровые инструменты, уже активно используемые детьми и взрослыми в других сферах деятельности. Во-вторых, не все школы сегодня эффективно используют имеющиеся возможности цифровых технологий для персонализации обучения (выбор траектории, разнообразие учебных материалов, помощь при трудностях в учёбе), повышения мотивации школьников (интерактивные учебные материалы, обучающие игры), облегчения рутинной деятельности педагогов и администраторов (мониторинг, отчётность, проверка работ) и др.
Существующие цифровые технологии и планируемые к реализации Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации позволяют эффективно автоматизировать решение ключевых задач образования. Построение информационного общества в России предусматривает в том числе переход к операциональной деятельности в условиях дополненной и виртуальной реальности. Так, преодоление цифрового разрыва, декларируемое Стратегией, введет в поле восприятия граждан России, в том числе субъектов системы образования, сотни тысяч новых электронных объектов. Это существенно изменит дидактику школьного образования.
Список литературы
- Григорьева Т.И., Потапов А.А. Методические рекомендации по внедрению в образовательный процесс технологии «дополненной реальности» на уровне дошкольного и начального школьного образования / Использование цифровых инструментов для реализации различных форм занятий в детских садах и в начальной школе // Сборник методических материалов / Под ред. Е.Б. Степаненко, К.В. Шапиро, Е.Я. Твердохлебовой. – СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2021. – С. 77–80.
- Григорьева Т.И., Потапов А.А., Пронина О.И. Дополненная реальность в образовании / Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки. Материалы Международной интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования. VRME 2018», г. Москва, 8–11 октября 2018 г. / Под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой [Электронное издание]. – М.: МПГУ, 2019. – С. 32–38.
- Корниенко Т.В., Шаляпина Т.А., Потапов А.А. Организация внеурочной деятельности школьников на примере Школьного Медиа-Холдинга / Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2017. – С. 125–132.
- Шапиро К.В. Дидактика смешанной реальности / Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки. Материалы Международной интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования. VRME 2018», г. Москва, 8–11 октября 2018 г. / Под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой [Электронное издание]. – М.: МПГУ, 2019. – С. 38–46.