Инструменты дистанционного освоения педагогами цифровой реальности (инсайт)



Считается, что, если мы не меняемся, то не развиваемся. А если не развиваемся, то и не живём по-настоящему…

Реализация федеральных проектов «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего» национального проекта «Образование», а также особенности цифрового поколения определили неизбежность цифровой эволюции всего образовательного процесса, в которой ключевой фигурой выступает Учитель. Вместе с тем разрыв в понимании учащихся «цифрового поколения» и учителей всё ещё силен.

Для решения этой задачи необходимо погрузиться в мир учащегося — в цифровой мир, так как невозможно осуществлять качественный образовательный процесс, не попробовав его изнутри, в роли участника.

В связи с этим методическая служба дворца «На Ленской» в 2020 году создала инновационный продукт — дистанционный компонент системы корпоративного обучения «ИНСАЙТ» (Инструменты дистаНционного оСвоения педАгогами цифровоЙ реальносТи), целью которого стала адаптация педагогических сотрудников к цифровой эволюции, развитие цифровой компетентности (вне зависимости от направления деятельности, опыта работы и возраста).

Задачи ИНСАЙТа:

  • повысить вовлечённость педагогических сотрудников в процесс самообразования;
  • мотивировать педагогических сотрудников на создание персональной цифровой образовательной траектории развития;
  • ознакомить педагогических сотрудников с современными образовательными ресурсами;
  • создать базу авторских ЭОР.

Точкой входа, доступа к ИНСАЙТу является одноименный сайт https://successcode.webnode.com/, который включает в себя три основных направления:

  • Каталог инструкций и видеозанятий «Траектория роста». Разработан для обладателей высокого уровня самодисциплины, самостоятельности. Для педагогов, точно знающих, что они хотели бы освоить, и предпочитающих делать это самостоятельно.
  • И два обучающих квеста для педагогов, предпочитающих интерактивные формы:

  • интернет-квест «Код твоего успеха»;
  • интернет-квест «Стратегия выживания online».
  • Интернет-квест «Стратегия выживания online» обеспечивает быстрое и безопасное погружение в цифровую среду. Цель — погружение педагога в цифровую образовательную среду в игровой форме, его знакомство с некоторыми интернет-сервисами для обучения, снятие психологического напряжения.

    «Стратегия выживания online» представляет собой игру, где педагогу необходимо последовательно выполнить четыре задания, познакомиться с четырьмя интернет-ресурсами и вернуть цвет карте цифрового мира. После прохождения квеста педагог получает сертификат мастера цифрового мира.

    «Стратегия выживания online» предполагает ограничение времени прохождения, для его проведения необходимо от двух до четырёх кураторов: педагогов или методистов. Его удобно реализовывать в рамках любого дистанционного методического мероприятия (например, педсовета). В зависимости от индивидуальных способностей педагога прохождение квеста занимает от 20 минут до одного часа. Все участники квеста проходят его практически одновременно. Административная команда определяет время для прохождения квеста и включает его в программу запланированного методического мероприятия или информирует потенциальных участников иным образом о проведении квеста.

    Рекомендованный интервал на организацию квеста — от одного до четырёх часов в зависимости от количества запланированных участников и уровня мероприятия.

    Педагог по заранее предоставленной ссылке в обозначенный промежуток времени проходит регистрацию на квест, заполняя онлайн-форму, куда вносит свои фамилию, имя, отчество и электронную почту, через которую будет осуществляться взаимодействие.

    Для квеста подобраны простые сервисы, не требующие регистрации для работы в них.

    Интернет-квест «Код твоего успеха» даёт возможность детально проработать несколько ресурсов из представленного широкого спектра, разрабатывая при этом дидактический материал для своих занятий и представляя его на экспертизу своему куратору. Этот квест интересен более глубоким погружением и практической отработкой полученных знаний. (Обязательным условием является апробация созданных продуктов со своими учащимися.)

    Цель: повысить уровень цифровой компетентности педагогических сотрудников.

    В «Коде твоего успеха» предлагаются к освоению проверенные ресурсы, инструкции и онлайн-сопровождение живого наставника для развития семи компетентностей в рамках цифровой компетентности.

    Интернет-квест состоит из обязательного:

  • освоения ресурса Битрикс-24, в котором будет осуществляться взаимодействие с куратором,
  • освоения электронного тренажера «Offline наставник» — для молодых специалистов,
  • развития «дефицитных» компетенций по итогам диагностики конкретного сотрудника.
  • Дополнительно за каждым педагогом закреплен куратор, осуществляющий поддержку в режиме онлайн (посредством платформы Битрикс-24). После прохождения квеста педагог может уже самостоятельно проработать оставшиеся дефициты, воспользовавшись каталогом «Траектория роста».

    В каждом из разделов обоих квестов ИНСАЙТа представлены следующие возможности:

  • узнать о квесте;
  • стать участником;
  • стать куратором;
  • стать соавтором;
  • поддержка.
  • В разделе «Стать участником» педагог может оформить заявку на прохождение онлайн-квеста «Стратегия выживания online» либо приступить к выполнению первого задания интернет-квеста «Код твоего успеха».

    В раздел «Стать куратором» включены все материалы, необходимые для внедрения вышеуказанных квестов в свое учреждение (включая методические рекомендации кураторам).

    Раздел «Стать соавтором» предназначен для участников, успешно прошедших квесты и готовых разработать модули для их обновления.

    Раздел «Поддержка» даёт возможность связаться с разработчиками по любым вопросам ИНСАЙТа.

    Отличительные особенности ИНСАЙТа:

  • возможность формирования индивидуальной траектории развития педагога;
  • лёгкая трансформация под задачи учреждения;
  • новизна и современность самих инструментов ИНСАЙТа;
  • соответствие современным регламентирующим документам;
  • возможность выбора разных ролей.
  • ИНСАЙТ полностью готов к внедрению в систему образования и может быть полезен педагогическим сотрудникам вне зависимости от опыта и направления деятельности, существенно расширяя функционал цифровой среды образовательной организации. При этом представленные дистанционные инструменты могут быть использованы во внутрифирменном обучении как отдельно, так и в системе, и не потребуют значительных ресурсов от администрации учреждений, так как все материалы для реализации представлены в полном объёме.

    Список литературы

    1. Валявский А.Ю. Педагогическая цифровая компетентность / А. Ю. Валявский, Н. В. Учеваткина // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIII международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 24–28 февраля 2020 г. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2020. – С. 470–477.
    2. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / Под ред. Е. Г. Потаповой, П. М. Потеева, М. С. Шклярук. – М.: РАНХиГС, 2021. – 184 с.
    3. Уваров А.Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 108 с.

     

     

     

     

     
     

     
     

     

     

     

    Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

    Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

    Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

    Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

    Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

     
       
    Яндекс.Метрика