Считается, что, если мы не меняемся, то не развиваемся. А если не развиваемся, то и не живём по-настоящему…
Реализация федеральных проектов «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего» национального проекта «Образование», а также особенности цифрового поколения определили неизбежность цифровой эволюции всего образовательного процесса, в которой ключевой фигурой выступает Учитель. Вместе с тем разрыв в понимании учащихся «цифрового поколения» и учителей всё ещё силен.
Для решения этой задачи необходимо погрузиться в мир учащегося — в цифровой мир, так как невозможно осуществлять качественный образовательный процесс, не попробовав его изнутри, в роли участника.
В связи с этим методическая служба дворца «На Ленской» в 2020 году создала инновационный продукт — дистанционный компонент системы корпоративного обучения «ИНСАЙТ» (Инструменты дистаНционного оСвоения педАгогами цифровоЙ реальносТи), целью которого стала адаптация педагогических сотрудников к цифровой эволюции, развитие цифровой компетентности (вне зависимости от направления деятельности, опыта работы и возраста).
Задачи ИНСАЙТа:
- повысить вовлечённость педагогических сотрудников в процесс самообразования;
- мотивировать педагогических сотрудников на создание персональной цифровой образовательной траектории развития;
- ознакомить педагогических сотрудников с современными образовательными ресурсами;
- создать базу авторских ЭОР.
Точкой входа, доступа к ИНСАЙТу является одноименный сайт https://successcode.webnode.com/, который включает в себя три основных направления:
И два обучающих квеста для педагогов, предпочитающих интерактивные формы:
Интернет-квест «Стратегия выживания online» обеспечивает быстрое и безопасное погружение в цифровую среду. Цель — погружение педагога в цифровую образовательную среду в игровой форме, его знакомство с некоторыми интернет-сервисами для обучения, снятие психологического напряжения.
«Стратегия выживания online» представляет собой игру, где педагогу необходимо последовательно выполнить четыре задания, познакомиться с четырьмя интернет-ресурсами и вернуть цвет карте цифрового мира. После прохождения квеста педагог получает сертификат мастера цифрового мира.
«Стратегия выживания online» предполагает ограничение времени прохождения, для его проведения необходимо от двух до четырёх кураторов: педагогов или методистов. Его удобно реализовывать в рамках любого дистанционного методического мероприятия (например, педсовета). В зависимости от индивидуальных способностей педагога прохождение квеста занимает от 20 минут до одного часа. Все участники квеста проходят его практически одновременно. Административная команда определяет время для прохождения квеста и включает его в программу запланированного методического мероприятия или информирует потенциальных участников иным образом о проведении квеста.
Рекомендованный интервал на организацию квеста — от одного до четырёх часов в зависимости от количества запланированных участников и уровня мероприятия.
Педагог по заранее предоставленной ссылке в обозначенный промежуток времени проходит регистрацию на квест, заполняя онлайн-форму, куда вносит свои фамилию, имя, отчество и электронную почту, через которую будет осуществляться взаимодействие.
Для квеста подобраны простые сервисы, не требующие регистрации для работы в них.
Интернет-квест «Код твоего успеха» даёт возможность детально проработать несколько ресурсов из представленного широкого спектра, разрабатывая при этом дидактический материал для своих занятий и представляя его на экспертизу своему куратору. Этот квест интересен более глубоким погружением и практической отработкой полученных знаний. (Обязательным условием является апробация созданных продуктов со своими учащимися.)
Цель: повысить уровень цифровой компетентности педагогических сотрудников.
В «Коде твоего успеха» предлагаются к освоению проверенные ресурсы, инструкции и онлайн-сопровождение живого наставника для развития семи компетентностей в рамках цифровой компетентности.
Интернет-квест состоит из обязательного:
Дополнительно за каждым педагогом закреплен куратор, осуществляющий поддержку в режиме онлайн (посредством платформы Битрикс-24). После прохождения квеста педагог может уже самостоятельно проработать оставшиеся дефициты, воспользовавшись каталогом «Траектория роста».
В каждом из разделов обоих квестов ИНСАЙТа представлены следующие возможности:
В разделе «Стать участником» педагог может оформить заявку на прохождение онлайн-квеста «Стратегия выживания online» либо приступить к выполнению первого задания интернет-квеста «Код твоего успеха».
В раздел «Стать куратором» включены все материалы, необходимые для внедрения вышеуказанных квестов в свое учреждение (включая методические рекомендации кураторам).
Раздел «Стать соавтором» предназначен для участников, успешно прошедших квесты и готовых разработать модули для их обновления.
Раздел «Поддержка» даёт возможность связаться с разработчиками по любым вопросам ИНСАЙТа.
Отличительные особенности ИНСАЙТа:
ИНСАЙТ полностью готов к внедрению в систему образования и может быть полезен педагогическим сотрудникам вне зависимости от опыта и направления деятельности, существенно расширяя функционал цифровой среды образовательной организации. При этом представленные дистанционные инструменты могут быть использованы во внутрифирменном обучении как отдельно, так и в системе, и не потребуют значительных ресурсов от администрации учреждений, так как все материалы для реализации представлены в полном объёме.
Список литературы
- Валявский А.Ю. Педагогическая цифровая компетентность / А. Ю. Валявский, Н. В. Учеваткина // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIII международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 24–28 февраля 2020 г. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2020. – С. 470–477.
- Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / Под ред. Е. Г. Потаповой, П. М. Потеева, М. С. Шклярук. – М.: РАНХиГС, 2021. – 184 с.
- Уваров А.Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 108 с.