Интерактивный плакат«Царство профессий»



Ранняя профориентация дошкольников становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства [2]. Детский сад является первой ступенью в формировании базовых знаний, в том числе знакомства с многообразием мира профессий [1]. Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.

Ранняя профориентация в детском саду - это комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. Основная сложность работы заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней [3]. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в условиях детского сада не удалось бы воссоздать. Одним из таких средств может стать интерактивный плакат.

Интерактивный плакат представляет собой электронный образовательный ресурс, обеспечивающий интеграцию образовательных областей и различных видов детской деятельности, в соответствии с ФГОС ДО [2]. Является многофункциональным средством по формированию предпосылок ранней профориентации дошкольников и может быть использован в любом дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. Позволяет в игровой форме организовать знакомство, расширение и закрепление знаний о профессиях, сочетая традиционное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Помогает определить тип направления профессиональных предпочтений дошкольников и включить родителей в образовательный процесс ДОУ. Не требует особых ИКТ-компетенций от участников образовательных отношений, предоставляет более широкие возможности для организации образовательного процесса.

Интерактивный плакат «Царство профессий» позволяет автоматизировать процесс обучения, создать максимально комфортные условия для проведения обучающих мероприятий и организовать работу по ранней профориентации детей в ДОУ с минимальными затратами для всех участников образовательных отношений.

Автоматизация процессов в интерактивном плакате дает возможность:

  • систематизировать имеющиеся в ДОУ материалы, представленные в цифровом формате, электронные средства учебного и образовательного назначения, ссылки на сайты и порталы в Интернете;
  • оптимизировать состав и содержание информационного и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • мобилизировать процесс обучения;
  • сократить время педагога при подготовке к образовательному процессу;
  • организовать сопровождение семей воспитанников в дистанционном формате;
  • повысить уровень знаний, умений и навыков воспитанников;
  • повысить эффективность процесса обучения по формированию предпосылок ранней профориентации.

Для работы с интерактивным плакатом необходимо любое портативное устройство (компьютер, планшет, телефон, интерактивная доска) с доступом в интернет. Никаких специальных программ и регистрации не требуется. Для выполнения заданий, достаточно перейти по ссылке или QR коду.

Таким образом, новизна продукта заключается:

  1. в использовании в образовательном процессе современных цифровых образовательных технологий по формированию первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий;
  2. в возможности определения ранней профориентации детей с помощью онлайн-тестов, которые включены в содержание плаката;
  3. в сочетании традиционных игр с интерактивными средствами познания;
  4. в единой сюжетной линии – авторской сказке, которая объединяет материалы плаката, создаёт целостность восприятия и создаёт мотивацию к предстоящей деятельности;
  5. в возможности объединить всех участников образовательного процесса: родителей-детей-педагогов в дистанционном формате.

Структуру интерактивного плаката «Царство профессий» https://view.genial.ly/606012886bd9330d1ecc5061/interactive-content-lopotushki-v-gorode-professij можно условно разделить на три части, которые соответствуют структуре занятия или проектной деятельности в детском саду и представлены в таблице № 1.

Таблица

Структура интерактивного плаката
«Царство профессий»

Структурный элемент интерактивного плаката Цели Инструкция пользователя
Вводная часть
Авторская сказка
Создать мотивацию к предстоящей деятельности
  1. Чтобы прослушать сказку, нажмите на свиток в левом верхнем углу.
  2. Чтобы прочитать сказку, нажмите на звуковую дорожку на свитке.
Основная часть
Королевство профессий старой России, Королевство человек-человек, Королевство человек-природа, Королевство человек — знаковая система, Королевство человек — художественный образ, Королевство человек-техника и Королевство профессий будущего
Познакомить, расширить и закрепить знания о профессиях; сформировать предпосылки ранней профориентации, сочетая традиционное обучение с применением дистанционных образовательных технологий; включить родителей в образовательный процесс ДОУ
  1. Чтобы попасть в выбранное королевство, нажмите на мерцающую картинку.
  2. Для возвращения на центральную страницу, нажмите на красный круг./
Заключение (рефлексия)
Сказочные ворота знаний
Закрепить полученные знания о мире профессий. Выявить предпочтения, склонности и интересы детей к тому или иному типу профессий. Определить профориентацию ребёнка
  1. Чтобы закрепить полученные знания о мире профессий через интерактивную игру «Все профессии важны, все профессии нужны», нажмите на картинку «ключ 3».
  2. Чтобы выявить предпочтения, склонности и интересы детей к тому или иному типу профессий, пройдите онлайн-тест «Выбор будущей профессии для детей старшего дошкольного возраста» О.В. Колоненковой [5], для этого нажмите на картинку «ключ 1».
  3. Чтобы определить профориентацию ребёнка, пройдите онлайн-тест, созданный на основе опросника Е.А. Климова [4], для этого нажмите картинку «ключ 2»

Таким образом, в плакате представлены 20 профессий, которые соответствуют тематическому планированию в образовательной программе дошкольного образования в старшем дошкольном возрасте и разделены на 5 направлений, согласно классификации типов профессий по Е. А. Климову [4]: человек-человек, человек-природа, человек – знаковая система, человек-художественный образ, человек – техника. Дополнительно представлены два раздела: профессии Старой России, где отражены исчезнувшие профессии и профессии будущего, которые будут востребованы в ближайшие 10 лет (по мнению инновационного центра Сколково, или, как его еще называют, города будущего).

Содержание материала по каждой профессии соответствует пяти образовательным областям в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В интерактивный плакат «Царство профессий» включены тесты, викторины, квесты, творческие задания, которые помогут проверить и закрепить знания в области профессий (Рис. №.1. Содержание интерактивного плаката).

Познавательный материал расположен в виде логически завершенных фрагментов, что позволяет педагогам и родителям самостоятельно планировать знакомство с той или иной профессией, выбирать удобное время, распределять задания, исходя из тематического планирования детского сада, интересов и предпочтений детей группы, в том числе с учетом гендерного подхода и индивидуальных особенностей детей. Задания в интерактивном плакате можно использовать полностью или частично, как дополнительный материал.

Рис. Содержание интерактивного плаката

Таким образом, интерактивный плакат «Царство профессий» – это цифровой инструмент, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса восприятия, способствующий повышению активности и любознательности дошкольников, позволяющий дифференцировать задания для детей с разными индивидуальными особенностями.

Интерактивный плакат даёт возможность сделать работу с детьми по ранней профориентации насыщенной, доступной, интересной и результативной.

Список литературы

  1. ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 №1155
  3. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
  4. Климов Е.А. «Определение типа будущей профессии». [электронный ресурс] http://transport.68edu.ru/wp-content/uploads/2015/03/Профориентация.pdf
  5. Колоненкова, О. В. Проективная методика «Выбор будущей профессии для детей старшего дошкольного возраста» / О. В. Колоненкова, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 73-78. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74360/ (дата обращения: 11.04.2021).
  6. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика