Цифровая дидактика — ориентир для современного педагога


Многие преподаватели системы повышения квалификации сегодня говорят о том, что все труднее становится учить учителей. Если еще 5-6 лет назад показ учителю нового ИКТ ресурса вызывал восторг и оптимизм, то сейчас достаточно часто можно заметить отторжение. Во многом это связано с тем, что мы рассказываем, что нужно применять, но редко отвечаем на вопросы: Как применять? Зачем применять? Какие педагогические эффекты будут достигнуты?


Многие преподаватели системы повышения квалификации сегодня говорят о том, что все труднее становится учить учителей. Если еще 5-6 лет назад показ учителю нового ИКТ ресурса вызывал восторг и оптимизм, то сейчас достаточно часто можно заметить отторжение. Во многом это связано с тем, что мы рассказываем, что нужно применять, но редко отвечаем на вопросы: Как применять? Зачем применять? Какие педагогические эффекты будут достигнуты?

В эпоху цифровой трансформации, которая охватывает все сферы человеческой жизни, должна существенно измениться система обучения. Образовательный процесс должен базироваться на позициях новой цифровой дидактики, которая адаптирует принципы классической дидактики Я. А. Коменского к требованиям цифрового общества. Только изменение теории обучения [2] в цифровую эпоху может привести к позитивным изменениям в организации образовательного процесса, в деятельности учителей и обучающихся.

Я. А. Коменского часто справедливо называют отцом педагогики [3]. Самый известный труд Я. А. Коменского «Дидактика» первоначально в 1668 году был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык под названием «Великая дидактика».

В своей работе Я. А. Коменский сформулировал общие требования к обучению и учению, то есть попытался ответить на вопрос как учить и учиться, рассмотрел основы легкости и прочности обучения и учения, т.е. по сути дела предложил систему дидактических принципов.

Я. А. Коменский предложил такую форму работы, которая предполагала наличие постоянного состава учащихся со сходным уровнем развития; наличие стабильного расписания занятий; чередование учебных предметов; одновременную работу преподавателя со всеми детьми в классе; определяющую роль педагога в течение всего времени обучения, таким образом он одним из первых стал рассматривать урок как основную форму организации обучения в школе.

Согласно рекомендациям Коменского, на каждом уроке 25 % учебного времени должно отводиться на изучение нового материала, а оставшиеся 75 % времени на выполнение упражнений. Автор рекомендовал делить урок на 3 основные части: актуализация внимания и повторение пройденного; объяснение новой темы, показ картинок, макетов и проч.; выполнение упражнений с целью формирования новых навыков. Фактически Я. А. Коменским был предложен комбинированный тип урока, который используется в работе педагогов до сих пор чаще прочих.

Я. А. Коменский предложил рассматривать учебник в качестве инструмента массового образования, он был автором одного из первых учебников, приближенных к современному образцу, в 1658 году был издан «Мир чувственных вещей в картинках».

Подчас можно поражаться и удивляться мыслям, которые высказывал Я. А. Коменский. Например, он писал: “До сих пор школы не приучают учеников, подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней; скорее они приучают их привешивать к себе сорванные на стороне ветки... А между тем основательное учение человека есть дерево с собственными корнями, которое питается собственными соками, и поэтому всегда живёт, зеленеет, цветет и приносит плоды”, “Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки знания подобно тому, как из почек деревьев вырастают листья, цветы, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастает целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами” [3]. Он в своих трудах говорил буквально обо всем: о самостоятельности и активности в обучении, о значении деятельности учения и др.

Обобщая можно сказать, что Я. А. Коменский в XVII веке совершил революцию в образовании. Его последователи в России и за рубежом существенно дополнили и развили основные положения дидактики.

Но в настоящее время положения “Великой дидактики” Я. А. Коменского все чаще вступают в противоречие с требованиями сегодняшнего дня, потому что сейчас совсем другое время и другие требования к системе обучения.

Требования к процессу обучения диктует общество. Логика обучения зависит от уровня развития в обществе науки, технологий, производства, требований к подготовке выпускника образовательного учреждения.

Для XVII века характерны следующие особенности: отдельные самостоятельные науки только складываются, пока все естественные науки существуют как естествознание; механизация производства еще не реализована, она благодаря воде и пару начнется только в XVIII веке; технологий пока не существует, активно станки начнут использоваться тоже в XVIII веке; системная механизация еще не началась. Учитель являлся главным носителем учебной информации и организатором учебного процесса. В образовательном процессе использовался премущественно репродуктивный подход. Время тогда требовало, чтобы выпускник школы был хорошим исполнителем, имел систему базовых знаний, умел применять их на практике.

Век XXI принципиально иной. Для него характерно массовое использование сквозных технологий (промышленный интернет, большие данные, дополненная и виртуальная реальность и др.). Постепенно возникает умное производство, для общества в целом и для всех его отраслей характерна цифровая трансформация — глубокая реорганизация всех процессов с широким применением цифровых инструментов, которая приводит к существенному улучшению их характеристик (сокращению времени выполнения, исчезновению целых групп процессов, сокращению ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов) и/или появлению принципиально новых их качеств и свойств. Выпускник школы в этих новых условиях должен обладать целым спектром универсальных компетенций, позволяющих ему самостоятельно учится в течение всей жизни, иметь хорошие креативные способности, критическое мышление, умеет взаимодействовать с другими людьми и работать с ними совместно.

Сегодня требуется новая дидактика (ее целесообразно назвать цифровой по аналогии с цифровой экономикой, цифровыми технологиями, цифровыми инструментами и т. д.), которая будет рассматривать организацию обучения в условиях цифровой трансформации. Педагогическими вузами России сейчас разрабатываются положения этой новой цифровой дидактики.

Для цифровой дидактики важно определить основные закономерности и принципы. Работа по формулированию таких закономерностей и принципов была выполнена в ФИРО авторским коллективом Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. в работе “Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения” [1]. Авторы делают свои выводы для системы профессионального образования, но они справедливы и для общего образования. Более того, положения цифровой дидактики очень важны для любого педагога и могут быть важным ориентиром в педагогической деятельности.

На данном этапе становления и развития цифровой дидактики важно рассмотреть предпосылки ее становления и развития, методологические основания, закономерности, принципы.

К числу предпосылок становления и развития цифровой дидактики относятся требования цифровой экономики к личности, особенности цифрового поколения детей, возможности цифровых технологий и ресурсов для развития и совершенствования образовательного процесса.

Главными основаниями для развития цифровой дидактики являются походы, которые в последние годы активно используются в педагогике: системно-деятельностный, компетентностный.

Ключевые закономерности цифровой дидактики [1]:

  • увеличение роли учебной самостоятельности обучающегося в образовательном процессе, возрастание роли самостоятельной работы;
  • изменение приоритетов в расстановке целей (личностные, метапредметные, предметные);
  • новые правила постановки целей (цель как планируемый результат, цель ориентирована на учащегося);
  • преобладание дедуктивного способа работы с информацией (от общего к частному), над индуктивным (от частного к общему);
  • изменение стиля работы педагога от человека, передающего (транслирующего) учебную информацию, к организатору (менеджеру) образовательного процесса;
  • изменение системы оценивания, ориентация на оценивание для обучения (формирующее) и на оценивание как обучение.

Принципы цифровой дидактики определяют главные правила организации образовательного процесса, требования к деятельности педагога.

При формировании перечня принципов в данной статье используются подходы В. И. Блинова и команды [1], но сделана попытка сгруппировать принципы по их роли в образовательном процессе.

Принцип

Требования принципа, связь с ФГОС, цифровые ресурсы, обеспечивающие функционирование принципа

Значение принципа в работе учителя

Учитель должен:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Насыщенности цифровой образовательной среды (ЦОС)

Образовательная среда с избытком насыщена разными материалами, технологиями, средствами обучения с тем, чтобы была возможность выбора учебных материалов в зависимости от возраста учащихся, специфики учебного предмета, целей обучения.

Возможно использование электронных учебников, образовательных платформ, конструкторов тестов и интерактивных заданий и других ресурсов.

Не только опираться на существующие возможности Федеральной ЦОС, школьной образовательной среды, но и создавать свою ЦОС, используя разные ресурсы.

Мультимедийности (полимодальности)

В обучении используются разные способы представления информации: текст, гипертекст, графика, анимация, видео, дополненная и виртуальная реальность.

Использовать в работе разные способы представления информации, учитывая, что в классе одновременно есть визуалы, аудиалы, кинестетики; предлагать учащимся разные способы освоения и запоминания информации, опираться на приемы мнемотехники и графические способы структурирования и систематизации информации.

Целесообразности

Цифровые ресурсы должны применяться с четко определенной целью.

Необходимо применение ресурсов, ориентированных на решение задач обновленных ФГОС: формирование функциональной грамотности, вариативность обучения и др.

Озвучивать (для себя и для учащихся) цель использования разных ресурсов, анализировать, каких результатов удалось достичь с их использованием, а что не удалось.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Доминирования

Учение преобладает над преподаванием, учащийся активен в образовательном процессе, а педагог является его помощником, консультантом.

Нужны ресурсы, обеспечивающие активную самостоятельную работу: интерактивные упражнения, облачные сервисы и др.

Активно практиковать самостоятельную работу учащихся (индивидуальную, парную, в группах), использовать новые модели уроков (перевернутый, со сменой рабочих зон и др.), основанных на активной самостоятельной работе.

Персонализации

Для учащихся формируются индивидуальные программы обучения и индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ).

Важны ресурсы, с которыми учащиеся могут работать самостоятельно в ходе движения по индивидуальному образовательному маршруту.

Помогать учащимся составлять ИОМ и контролировать продвижение по этим маршрутам.

Постоянно использовать компьютерные средства для диагностики, контроля и рефлексии.

Практической направленности

Приобретаемые компетенции (знания, умения, навыки, …) должны быть применимы в жизни. С этим связано внимание к функциональной грамотности (обновленные ФГОС).

Необходимы задания, ориентированные на решение практических задач. Должна применяться проектная деятельность на уроках и во внеурочное время, а в ходе нее создаваться цифровые продукты.

Подбирать задачи и задания, связанные с жизнью, направленные на формирование шести компонентов функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотностей, глобальных компетенций и креативного мышления), акцент в обучении нужен не на теорию, а на деятельность по ее применению.

Гибкости и адаптивности

Возможность выбирать уровень сложности при изучении материала, способность системы учитывать результаты выполнения заданий.

Нужны образовательные платформы, в которых новые задания предлагаются с учетом результатов выполнения предыдущих.

Выбирать образовательные платформы и другие ресурсы, в которых можно в зависимости от результатов выполнения заданий, выполнять разные задания и упражнения; использовать конструкторы заданий и упражнений для создания собственной базы учебных материалов.

Нарастания сложности

Постепенное усложнение изучаемых вопросов, переход от простого к сложному при изучении материала.

Предлагать учащимся разные по сложности задания и упражнения, следить за постепенным переходом от простого к сложному.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ

Формирующего и включенного оценивание

Оценивание является постоянным процессом (“включено” всегда), позволяет выявить достижения и проблемы каждого обучающегося и дать ему рекомендации по изменению в образовательном процессе.

Нужны тесты с автоматической проверкой и сбором статистики, практические задания с критериями оценивания, рефлексивные анкеты со сбором статистики.

Практиковать оценивание для обучения и оценивание как обучение, использовать разные компьютерные инструменты, критерии, балльно-рейтинговую систему

Сотрудничества и взаимодействия

Активная совместная работа учащихся (парная, групповая, коллективная), взаимное оценивание, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Важны облачные ресурсы для организации совместной сетевой деятельности.

Широко применять сетевые ресурсы и технологии для взаимодействия с детьми и родителями.

Успешности

Возможность учащимся оценить свои достижения в освоении учебного материала, определить свой прогресс или регресс.

Необходимы ресурсы, содержащие комментарии по результатам выполнения заданий, показывающие учащимся, что сделано хорошо и где допущены ошибки.

Формировать у учащихся умение самооценивания и рефлексии.

Принципы цифровой дидактики должны применяться на любом уроке, но в современных условиях очень важно, чтобы на смену традиционным урокам с закрепленной структурой (повторение, изучение нового, закрепление) пришли уроки инновационного типа (перевернутые, со сменой рабочих зон, с организацией работы автономных групп, с выполнением минипроектов, онлайн уроки, уроки вне стен класса и др.).

Отличительные особенности таких уроков:

  • Насыщенность образовательной среды (использование разнообразных традиционных и цифровых ресурсов);
  • Формирующее и включенное оценивание (постоянное отслеживание достижений и проблем каждого обучающегося, получение статистического материала для анализа и организации обучения);
  • Персонификация и индивидуализация (учет личностных особенностей и потребностей каждого, выбор способа представления информации, выбор уровня изучения материала, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов);
  • Гибкость и адаптивность образовательного процесса (изменение стиля и организации урока в зависимости от его хода, достигнутых результатов).

В данной статье рассмотрены лишь общие требования к инновационным урокам, в последующих публикациях будут рассмотрены правила организации некоторых из них.

Как обобщение на схеме показана роль цифровой дидактики в деятельности современного учителя.


Информационные ресурсы

  1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова – М.: Издательство «Перо», 2019. – 98 с.
  2. Кондаков А. М. Новая педагогика: в ответ на вызовы времени [Электронный ресурс]. URL: http://www.myshared.ru/slide/840417/ (Дата обращения: 10.12.2022)
  3. Я.А. Коменский и современность: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке (28 ноября 2017 г.) / Под научной редакцией В.Г. Безрогова, К.Ю. Милованова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. – 243 с. [Электронный ресурс] https://instrao.ru/images/1Treshka/K_conferenciyam/YAN-AMOS-KOMENSKII-I-SOVREMENNOST.-Sbornik-nauchnikh-trudov-2018.pdf. (Дата обращения: 10.12.2022)

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика