Часть 1. Школьный музей в структуре деятельности школы. Педагогические возможности.


Серия публикаций декабря 2023 года состоит из 4 частей. Она подготовлена сотрудниками СПбЦОКОиИТ, информационно-методических центров, а также школ и учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, имеющих музеи как подразделения в своей структуре. В этом разделе можно ознакомиться с ролью, задачами и возможностями музея как части образовательного пространства современной школы. Здесь же представлены публикации, посвященные музейной работе в школах двух районов Санкт-Петербурга — Красногвардейского и Невского.


Введение

Серия публикаций декабря 2023 года подготовлена специалистами СПбЦОКОиИТ и сотрудниками школ и учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, имеющих музеи как подразделения в своей структуре.

В публикациях можно поискать ответы на ряд важных вопросов о целях, смыслах и возможностях педагогических музеев в Санкт-Петербурге.
• Какую роль играют музеи в структуре культурно-образовательного пространства современной школы?
• Какую роль может играть школьный музей в становлении процесса цифровизации школы?
• Какие перспективные направления развития деятельности школьных музеев могут быть актуальны сегодня?
• Как связаны школьный музей и развитие системы детского самоуправления?
• Как школьный музей может менять дидактический и методический аспекты образовательного процесса?
• Какие интересные школьные музеи функционируют сегодня в городе?

«Музейная» публикация состоит из следующих материалов:
• Блок 1. Введение. Школьный музей в структуре деятельности школы. Педагогические возможности.
• Блок 2. Прогулки по историческим местам петербургской педагогики. Прогулка первая. Музей Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.
• Блок 3. Прогулки по историческим местам петербургской педагогики. Прогулка вторая. Первые школы Санкт-Петербурга.
• Блок 4. Прогулки по историческим местам петербургской педагогики. Прогулка третья. Война и Блокада в школьных музеях. Историческая память.

Школьные музеи в образовательном пространстве современной школы

Образовательное пространство охватывает все те объекты и процессы, которые включаются в образовательный процесс, приводят к образовательному результату — приращению индивидуальной культуры человека (освоению ценностей, овладению различными способами мышления, деятельности и поведения) [2]. Школьные музеи занимают очень важное место в образовательном пространстве современной школы [6].

Они выполняют несколько основных функций [3, 4].

  1. Образовательная – способствуют изучению истории, культуры, традиций и природы региона, страны или мира в целом. Экспонаты музея используются для проведения уроков, семинаров, исследовательских проектов и т.д. Они способствуют развитию критического мышления и навыков исследования у учащихся.
  2. Воспитательная и ценностно-смысловая – работа в музее способствует развитию у детей чувства патриотизма, уважения к истории, культуре и традициям, формированию чувства ответственности за сохранение культурного наследия и исторического прошлого страны. Есть возможность использовать местные сюжеты и артефакты для демонстрации вклада региона в историю страны. Как правило, музеи становятся своеобразным хранилищем биографического материала (судьбы выпускников и педагогов школы), что позволяет формировать у школьников представление об истории страны как истории людей, их ценностей, смыслов, образа жизни, быта, культурных пристрастий и вкусов, об их судьбах, когда одна «большая» история складывается из частных, личных человеческих сюжетов.
  3. Культурная – являются важным инструментом для ознакомления учащихся с произведениями искусства, науки и техники, а также с разнообразными историческими и культурными памятниками. Школьные музеи помогают сохранять культурное наследие, собирая и сохраняя артефакты, связанные с историей и культурой региона.
  4. Профориентационная – могут помочь учащимся определиться с выбором будущей сферы деятельности или профессии. Работа с экспонатами музея может стать отправной точкой для интереса к истории, археологии, краеведению или другим наукам (в зависимости от тематики музея).
  5. Коммуникационная – при условии сотрудничества с местными организациями и сообществами, что способствует укреплению связей между школой и окружающей средой.
  6. Укрепление семьи – вовлекают семьи учащихся в образовательный процесс, предоставляя возможности для совместного семейного досуга и обучения, выполнения исследовательских проектов.

Школьные музеи являются важной частью музейного пространства России.

Деятельность школьного музея регламентируется Типовым положением о музее образовательной организации, в котором подчеркивается, что «музей образовательной организации создается в целях обучения, воспитания, духовного, культурного и интеллектуального развития, социализации обучающихся, формирования у них чувства патриотизма» [5].

Экспозиции школьных музеев формируются на основе различных источников. Вот некоторые из них:

  • исторические и краеведческие исследования учащихся и учителей;
  • материалы, переданные школам местными жителями, организациями и учреждениями, семьями обучающихся;
  • экспонаты, найденные во время археологических раскопок и экспедиций, в которых участвовали обучающиеся;
  • сохранившееся вещи и документы, связанные с историей школы, города или региона;
  • предметы, переданные в дар музею учениками, учителями и другими людьми;
  • репродукции и копии исторических документов, произведений искусства и других экспонатов;
  • материалы, хранящиеся в оцифрованных коллекциях библиотек.

Формирование экспозиции – это процесс, который продолжается на протяжении всего существования музея. Новые экспонаты добавляются, старые обновляются или заменяются.

Перечислим некоторые формы работы школьного музея:

  • экскурсии для учащихся с целью знакомства с историей и культурой своего региона;
  • лекции и презентации на различные темы, связанные с историей, искусством, наукой и культурой;
  • выставки, на которых представлены экспонаты из музея или других источников;
  • исследовательская работа, связанная с изучением истории и культуры;
  • волонтерская работа, в том числе уход за экспонатами, помощь в организации мероприятий и т.д.;
  • культурные мероприятия, такие как концерты, спектакли, кинопоказы, мастер-классы и т.п.;
  • проекты и конкурсы для учащихся на темы, связанные с музеем и его экспозицией;
  • сотрудничество с другими музеями и организациями, установление связей с музеями, архивами, библиотеками и научными учреждениями для обмена опытом, знаниями и ресурсами.

Отдельно можно выделить так называемые «музейные уроки», когда образовательный процесс выходит за стены классной комнаты и организуется в музее.

Рассмотрим более детально некоторые важные формы работы школьного музея.

В настоящее время традиционный урок постепенно перестает быть единственной и ведущей формой организации образовательного процесса в школе. В связи с широким распространением цифровых ресурсов и технологий появился особый вид уроков – уроки вне стен класса (театральные, парковые, музейные, в городской среде) [1]. Школьный музей, безусловно, также может быть местом проведения таких уроков.

Уроки вне стен класса обычно проводятся в три этапа: подготовительный (предварительное знакомство с тематикой урока с использованием сайтов, видеоресурсов и других материалов), основной (выполнение заданий, разработанных учителем (подготовка рисунков, фотографий, запись видео, написание сочинений, эссе и др.), заключительный (обобщение собранных материалов, подведение итогов). На музейном уроке в школе учащиеся могут создавать различные материалы, которые потом могут быть включены в экспозицию музея.

Важным компонентом образовательного процесса в школе является проектная деятельность, которая всегда предполагает решение определенной проблемы и создание продукта, ориентированного на потребителя. Среда школьного музея может помочь учащимся выбрать проблему проекта, осуществить поиск необходимой информации.

На современном этапе продукты проектной деятельности могут быть выполнены на базе цифровых технологий: например, 3D-модели, видеоролики, виртуальные экскурсии, интерактивные карты, объекты дополненной и виртуальной реальности, разработки, созданные с использованием искусственного интеллекта и др. Все эти продукты могут существенно пополнить и экспозицию школьного музея, и банк образовательных ресурсов предметного характера, сделать их более современными.

Важно также отметить, что школьный музей может стать местом защиты проектов. Например, в Санкт-Петербурге учащиеся могут активно выполнять проекты, связанные с Блокадой, неизвестными ее страницами, создавая рисунки, макеты памятников, 3D-модели, подборки фотографий, видеоматериалы. К памятным датам (8 сентября, 18 и 27 января, 9 мая) могут разворачиваться временные экспозиции, посвященные Блокаде. Учащиеся – авторы проектов становятся экскурсоводами по экспозициям, при этом они приобретают опыт публичного выступления, представления своих материалов.

Очень интересно могут быть организованы мероприятия, связанные с историей города. Можно вспомнить не очень подробно изученные страницы жизни города. Например, речь может идти о развитии и становлении образования в Санкт-Петербурге, что сыграло значительную роль в истории развития школьного образования в России. В этом смысле очень интересны музеи истории первых городских школ (о них – с следующих материалах этой серии). Было бы интересно и полезно создать карту «образовательных» музеев города, в том числе и действующих на базе школ.

Коснемся еще одной интересной темы, связанной с торговлей в Санкт-Петербурге. Этой теме – как торговали в Петербурге (история Гостиного двора, рынков, книжных лавок, универмага новинок у Красного моста и др.) сначала может стать материалом для небольших проектов учащихся, которые в свою очередь могут стать основой экспозиции в музее. Один школьный музей может собрать материалы о торговле в районе школы, но, если посмотреть на вопрос перспективно, то можно создать целую торговую карту региона, базовыми точками на которой станут музеи школ.

Современные цифровые технологии позволят создавать целые тематические сюжеты, посвященные конкретным темам городской жизни (образование, торговля, транспорт, медицина и пр.), объединяя возможности ряда школьных музеев в единый виртуальный культурно-образовательный комплекс, расширяющий возможности краеведческой работы в городе.

На деятельность любого музея (в том числе и школьного) сегодня существенно влияет цифровая образовательная среда (ЦОС). Цифровая среда современного музея – это совокупность цифровых технологий, инструментов и ресурсов, которые используются для улучшения доступности, интерактивности и эффективности музейных выставок, коллекций и образовательных программ. Она также включает в себя виртуальные музеи и онлайн-платформы для удаленного доступа к музейным объектам и информации.

ЦОС позволяет дополнительно проводить интересную и важную работу.

Организовывать виртуальные туры, которые позволяют посетителям ознакомиться с экспозициями и коллекциями музея без необходимости физического присутствия. Посетители могут просматривать видео, фотографии, 3D-модели и другие мультимедийные материалы, а также задавать вопросы и получать ответы в реальном времени. Эти материалы могут существенно обогатить уроки истории и краеведения, отчасти литературы, создавая наглядный материал и базу для самостоятельной познавательной активности школьников, в том числе учебно-исследовательской.

Использовать AR/VR технологии. Дополненная и виртуальная реальность позволяют посетителям музеев получить интерактивный опыт, который погружает их в мир музея и его коллекций. С помощью специальных очков или приложений, пользователи могут увидеть экспонаты в новом свете, узнать больше о них и даже взаимодействовать с ними. Эти цифровые инструменты способствуют большей эмоциональной вовлеченности, включенности школьников в познавательную деятельность. Также они расширяют возможности для познавательной самостоятельности детей.

Создавать онлайн-коллекции и базы данных. Цифровые коллекции предоставляют доступ к музейным артефактам и документам, облегчая их поиск и изучение. Онлайн-каталоги, базы данных и поисковые системы упрощают процесс получения информации о музейных объектах и выставках.

В школьных музеях также может создаваться цифровая образовательная среда, которая играет очень важную роль в формировании и развитии цифровой культуры учащихся и педагогов.

Школьный музей в условиях цифровизации может иметь свой сайт или раздел на школьном сайте. В сети могут быть размещены видеоролики, посвященные музею. Актив музея может разработать и записать различные виртуальные экскурсии.

Прекрасным примером сайта музея истории школы является Музей истории школы Карла Мая.

Перейти на страницу музея

Сам музей расположен в историческом здании школы (Васильевский Остров, 14 линия, д. 39). Сейчас это не школьное здание, но сайт хранит историю очень интересного учебного заведения, позволяет к ней приобщиться.


Здание Музея истории школы Карла Мая


Символ школы Карла Мая

Сейчас в этом здании расположено Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр Российской академии наук». Гимназии не существует, но сайт хранит историческую память об учебном заведении и его знаменитых выпускниках: Д. С Лихачеве, семействе Бенуа, Н. К. Рерихе, В. А. Серове и многих других.

Детское объединение, созданное вокруг музея, может играть большую роль в развитии системы детского самоуправления. Музей – это возможность организации самых разнообразных видов деятельности. Важно отметить то, что школьный музей – это выбор сферы активности для ребенка, в которой он может самореализоваться, найти признание, прийти к самоопределению. И эта деятельность доступна для детей с разными склонностями, способностями, интересами. И главное, ключевое: школьный музей – это широкое поле деятельности, а самоуправление складывается там, где есть деятельность, где дети заняты продуктивным делом. Развитие самостоятельности и ответственности, умения планировать и выполнять планы, работать в команде, взаимодействовать и оценивать свою деятельность – вот тот самый общий круг возможностей развития личностных качества, которую дает школьникам работа в музее.

Актив школьного музея – это группа школьников, которые активно участвуют в работе музея и занимаются организацией выставок, исследовательской работой, сохранением исторических артефактов и другими видами деятельности, связанными с музеем. В состав актива обычно входят экскурсоводы, которые проводят тематические экскурсии по экспозициям музея, а также хранители коллекций, исследователи и пр. Особую роль в работе музея играют те учащиеся, которые занимаются оцифровкой коллекций и созданием виртуальной экспозиции. В частности, могут быть записаны цифровые (виртуальные) варианты экскурсий, подготовлены qr-коды с дополнительной информацией к экспонатам музея, созданы интерактивные варианты экскурсий с применением интерактивных заданий, игр, квестов. Работа актива музея в этих направлениях может существенно расширить спектр цифровых компетенций учащихся.

Минкультуры России разработало Платформу для создания интерактивных гидов с технологией дополненной реальности (https://ar.culture.ru/ru/about). Присоединиться к Платформе может любое учреждение культуры страны совершенно бесплатно. Пока, наверное, не решен до конца вопрос о присоединении к платформе школьных музеев, но в принципе это вопрос решаемый – нужна лишь инициатива.

Еще в 2011 году команда инноваторов из Голландии и России совместно с инвестором из Швейцарии поставили перед собой цель – дать всем путешественникам новый способ почувствовать себя ближе к историческому и культурному наследию человечества, создав глобальную, открытую и бесплатную систему для всего мира. Так появился сайт izi.TRAVEL (https://izi.travel/ru), который помогал пользователям создавать виртуальные музеи, аудиогиды и даже квесты, доступные не только на экране ПК, но и на мобильных устройствах.

Использование названных программ – важное направление цифровизации школьных музеев.


Информационные ресурсы

  1. Лебедева М. Б. Уроки вне стен класса в контексте новой цифровой дидактики. Информационные технологии для Новой школы. Материалы XIII Всероссийской конференции с международным участием. – СПб.: ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2022. – с. 39-45. [Электронный документ]. URL: https://www.spbcokoit.ru/lib/download/1336. (Дата обращения: 30.11.2023)
  2. Пономарев Р. Е. Образование и образовательное пространство. ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 1. – с. 16 – 22.
  3. Потягов А. В. Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив // Вестник ВятГУ. 2012. №4. [Электронный документ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-shkolnye-muzei-prostranstvo-innovatsiy-i-tvorcheskih-initsiativ (Дата обращения: 20.11.2023).
  4. Потягов А.В. Школьный музей в XXI в.: стратегии и практики первого десятилетия. Ярославский педагогический вестник, 2011, 3 (1) (Гуманитарные науки): 305–309. [Электронный документ]. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/shkolnyy-muzey-v-xxi-v-strategii-i-praktiki-pervogo-desyatiletiya (Дата обращения: 30.11.2023)
  5. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16. [Электронный документ]. URL: http://myzei.kul-school7.edusite.ru/p5aa1.html. (Дата обращения: 30.11.2023)
  6. Саяпарова Е.В. К вопросу о необходимости формирования школьного музейного пространства в регионах (на примере г. Иркутска). Вопросы музеологии, 2019, 10(1), с. 130–138. [Электронный документ]. URL: https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.112 (Дата обращения: 30.11.2023)

Cовременный школьный музей в цифровой музейно-образовательной экосистеме

Школьный музей сегодняшнего дня развивается в логике системы открытого образования. Музеи образовательных учреждений трансформируются в музейно-образовательные комплексы, продвигают идеи социокультурного партнёрства, расширяют аудиторию посетителей, предлагая разноплановые программы разным категориям гостей музея – от дошкольников до взрослых петербуржцев.

Модель открытого образования включает в себя цифровую образовательную среду. В работе современного музея особая ниша отведена цифровой культуре. Информацию о школьных музеях можно найти на официальных сайтах образовательных учреждений и в социальных сетях. Однако для пользователей интернет-пространства обращение к разрозненным ресурсам удобно далеко не всегда.

Особенностью Невского района является работа не только паспортизированных музеев общеобразовательных учреждений (в настоящее время 25 музеев), история которых началась в 1967 году, но и мини-музеев дошкольных образовательных организаций (более 100 выставочных пространств). Такое значительное музейно-образовательное пространство особо нуждается в едином информационном ресурсе.

Проблематика информационного продвижения музеев средствами электронного образования и интернет-технологий в районе находится на повестке дня с 2013 года. Это направление курирует ГБУ ДО «Правобережный дом детского творчества» Невского района Санкт-Петербурга, выполняющий функции методического центра по работе со школьными музеями и опорного центра по обеспечению реализации проекта «Невскими маршрутами», направленного на развитие экскурсионной деятельности с опорой на ресурсы музеев и выставочных пространств образовательных учреждений Невского района.

Для оптимизации информационного поиска, взаимосвязи музеев и создания условий для эффективного диалога в профессиональной среде опорный центр в 2021 году разработал сайт «Объединённое музейно-образовательное пространство Невского района Санкт-Петербурга» https://muzeumsnevsky.ru

Рамка структуры и контента данного цифрового ресурса позволяет реализовать ряд возможностей.

  1. Узнать локацию и контактную информацию паспортизированных музеев и мини-музеев образовательных учреждений.
  2. Получить информацию об истории музеев и тематике, профилях и разделах экспозиций, экскурсиях и программах.
  3. Следить за актуальными культурно-образовательными событиями, организованными музеями, и комплексом районных мероприятий, адресованных детской и взрослой аудитории.
  4. Записаться в выбранный музей, используя онлайн-запись.
  5. Получать информацию, полезную при создании музейной экспозиции, организации деятельности детей и подростков, проектировании работы самого музея.

О структуре вкладок и цифровом имидже ресурса рассказывает видеоролик, размещённый на YouTube канале Отдел краеведения. СПб. Невский. Перейти

Одна из приоритетных задач – выстраивание в районе системы преемственности при обращении к теме мира музея, начиная с детей дошкольного возраста. Поэтому особая вкладка предназначена для дошкольных образовательных учреждений. Административные и педагогические работники могут ознакомиться с нормативными документами, методическими материалами, видеозаписями семинаров, медиатекой, скачать необходимую информацию для оперативного использования в работе.

Ещё одно направление деятельности связано с оцифровкой музейных фондов и популяризацией экспонатной базы. Сайт «Объединённое музейно-образовательное пространство Невского района Санкт-Петербурга» позволяет организовывать виртуальные музейные выставки.

Первый опыт - сетевая виртуальная выставка «Ленинград – Сталинград: мы памяти верны», спроектированная в рамках межрегионального сотрудничества с городом Волгоградом http://muzeumsnevsky.ru/lelingradstalingradschool

Материал выставки оказался интересным не только для учащихся и педагогов Невского района, но и стал востребованным за границами Санкт-Петербурга.

В настоящее время эта модель апробируется, однако определённые результаты уже достигнуты: веб-интегрированная форма цифровизации музейного проектирования и педагогики музейной деятельности совершенствуется, решаются проблемы существующих профессиональных дефицитов в дистанционном освоении предметного содержания средствами интернет-технологий, музейно-образовательное пространство расширяет свои границы.

Востребованность сайта иллюстрирует статистика: менее чем за два года работы ресурса его контентом воспользовалось около 5064 уникальных посетителей, количество просмотров составило 13763 обращений к ресурсу. Заходы на сайт осуществляются не только из городов Российской Федерации, но и из зарубежных стран: Болгарии, КНР, США. Важным показателем является источник перехода на сайт. Более половины переходов на ресурс связаны с прямыми заходами (32%) и с внутренними переходами (21%). Поисковыми системами пользуются 35% посетителей сайта. Это говорит об объёме постоянной аудитории сайта, пользующейся контентом целенаправленно.

Перспективы развития ресурса связаны со стратегией реализации проектов «Современный музей» и «Цифровая школа» Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга на 2020-2024 годы «От инновационных решений к опережающему развитию». В первую очередь – с задачами восполнения профессиональных дефицитов и развития медиакультуры педагогического сообщества района, актуальными для непрерывного профессионального образования и распространения лучших образовательных практик. Для этого «цифровые кулисы» сайта будут, в частности, модернизированы средствами создания серии виртуальных выставок. Ближайшая – «Дежавю 56», посвящённая истории школьных музеев Невского района.

Очевидно, что развитие школьного музея как «Третьего места» в digital-пространстве делает его более доступным информационно и способствует дальнейшему становлению единого музейно-образовательного пространства.

Школьное музееведение в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга

В Красногвардейском районе Санкт-Петербурга давно сложилась система работы с музеями образовательных организаций. Дворец творчества «На Ленской» является флагманом районного школьного музееведения, осуществляя методическую деятельность по отношению к двадцати музеям образовательных организаций района.

Перед методистом по направлению «Школьное музееведение» стоит задача: как объединить между собой руководителей школьных музеев, а также их детские активы? Как сделать так, чтобы они понимали, что в районе они не одни, что нас много – и мы все увлечены музейной деятельностью?

Еще один важный вопрос: как выстроить систему работы музеев образовательных организаций Красногвардейского района таким образом, чтобы эти музеи были включены в культурно-информационное поле Петербурга?

Конечно, есть понимание, что необходимо, сохраняя традиционные формы (а сам музей, его существование в школе уже подразумевает сохранение некоей традиции), создавать что-то новое. Невозможно, живя в двадцать первом веке, не пользоваться теми возможностями, которые нам дают новые технологии.

Самым удобным оказалось использовать социальную сеть «В Контакте» для методической работы. Уже двенадцать лет существует профессиональная группа «Школьные музеи. Красногвардейский район. Петербург», где отражена наша музейная деятельность. На самом деле практически под каждый отдельный проект создается своя группа, но вся информация целиком отражается именно здесь: https://vk.com/club36842659 Здесь накоплены огромные видео- и фотоархивы, здесь сконцентрированы хорошие методические пособия, которые можно использовать в работе: https://vk.com/topic-36842659_36162812

Уже двенадцать лет в школьном музееведении района существует цикл музейно-исторических игр и проектов, которые построены на системе сотрудничества, что является важным фактором для успешной работы музеев образовательных учреждений.

Виртуальная выставка «По берегам Медвежьей речки» https://vk.com/club109505470 , музейно-историческая игра «Петербург вчера-сегодня» https://vk.com/club186875129 – первые наши попытки объединить виртуальное и реальное пространство, а также «малые» музеи города и музеи образовательных учреждений.

Наш любимый проект – «Музейные грани» https://vk.com/club101487928. Этот проект был задуман и восемь лет реализовался в плодотворном сотрудничестве Дворца творчества «На Ленской» с Мемориальным музеем «Разночинный Петербург». Команды ребят, путешествуя по музеям и библиотекам города, создавали виртуальные экспозиции и защищали их как экскурсоводы.

С большим удовольствием наши руководители и юные музейщики участвуют в выставках (традиционных и интерактивных). Здесь можно вспомнить районную выставку «Слова и вещи», которая проходила в сотрудничестве с библиотекой «Ржевская»: https://vk.com/slova_i_veshi. Очень ценим огромную городскую выставку «Война, блокада, я и другие», которую мы организовали вместе с Центральным музеем железнодорожного транспорта РФ: https://vk.com/event176860096

А как интересны были наши выезды в другие города! Идея таких выездов пришла ко мне, когда я выступала в Нижнем Новгороде на большой музейной конференции и думала о том, как было бы здорово привезти сюда своих руководителей школьных музеев. На этой же конференции я познакомилась с коллегами из Ярославля, и с их помощью, мы организовали программу выезда для наших музейных активов. Там были запланированы детские и взрослые семинары по музееведению, посещение музеев, знакомство с музейными активами школ Ярославля. Потом были выезды в Минск и Нижний Новгород. Это по-настоящему объединяло взрослых и ребят.

Конечно, всё это было бы невозможно претворить в жизнь без партнерского участия. И работа с партнерами – это большая часть нашей музейной системы.

Те проекты, которые входят сегодня в систему работы районного школьного музееведения, соединяют в себе и новое, и старое.

Например, размышления о возможности использования QR-кодов для музеев привели нас к созданию целого цикла проектов: «QR-код в музее? Это просто!», «Листая старые альбомы», «Включай, смотри и слушай», «Судьбы людские…». Об этих проектах можно писать отдельную статью…

Пандемия, как ни странно, помимо ограничений, дала также и толчок к использованию новых возможностей.

Мы не можем провести интерактивные выставки в режиме реального времени? Пожалуйста, мы осваиваем технологию Padlet и создаем три выставки: «Новый год настает!», «Война. Ленинград. Блокада», «Лето – это маленькая жизнь».

Наша традиционная музееведческая военно-историческая игра «Память» построена на технологии игры по станциям. Что же делать, как ее провести? И мы провели защиту презентаций «История одного экспоната» на платформе ZOOM, а игру по станциям, воспользовавшись той же технологией Padlet, а также Guizlet, Google forms и Wordwall, мы делаем так: https://vk.com/wall-36842659?offset=80&own=1&z=photo-36842659_457249728%2Fwall-36842659_1339

После пандемии мы снова стали пользоваться возможностями реального общения с музеями города, и появились новые игры и проекты.

Совместно с Музеем мостов (филиалом Центрального музея железнодорожного транспорта РФ) уже третий год мы проводим музейно-историческую игру «Мосты Петербурга вчера, сегодня, завтра» https://vk.com/club203696413. В рамках игры ребята создают видеоролик о мостах, проходят квест по одной из водных артерий нашего города, участвуют в игровой программе Музея мостов.

Большой проект «Назад в будущее. Версия музейная» объединил несколько музеев города и юных любителей музеев: https://vk.com/club210963056. Команды создавали родословные музейных предметов. Это оказалось захватывающе интересно, и в этом году во втором полугодии стартует вторая игра проекта.

Совсем скоро мы запускаем профориентационный проект «Профессия «М»: https://vk.com/public220042346. Ребятам будет предложено попробовать себя в музейных профессиях (хранитель, экспозиционер, экскурсовод). Сначала профессиональные музейщики на безе своих музеев проведут мастер-классы, а затем участников ждут конкурсные испытания.

За двенадцать лет система работы в школьном музееведении сложилась. Руководители музеев образовательных организаций в нашем районе обязательно отвечают на вопросы анкеты в конце года и на основании этих анкет, а также понимания, какие новые вызовы стоят передо нами, строится работа в следующем учебном году. Сохранение и развитие музеев образовательных учреждений – это та самая историческая память, о которой сейчас так много говорят.

Почти всегда всё, что задумывалось музейной службой Дворца творчества «На Ленской», получалось, потому что находились профессионалы, которым нравилась очередная идея, и они были готовы включаться в нашу деятельность.

Мы всегда открыты к диалогу и готовы к сотрудничеству!

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика