Часть 4. Прогулки по историческим местам петербургской педагогики. Прогулка третья. Война и Блокада в школьных музеях. Историческая память.


Раздел посвящен школьным музеям, в которых сохраняется память Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Какова роль этих музеев в воспитании школьников, как формируются коллекции, какие традиции рождаются и поддерживаются в школьных музеях исторической памяти?


Школьные музеи Санкт-Петербурга, посвященные войне и блокаде

Да, было не сладко, но помнить-то надо
Как руку чужому кому-то подал,
И вспомнить, как были несказанно рады,
Когда откопали разбитый подвал,
Когда отыскали чужого ребенка,
Что в комнате темной остался без сил,
И это они, комсомолки-девчонки,
Искали лежавших, кто жив еще был.

2022 г. Н.И. Строгонова (ребенок блокадного Ленинграда)

Я из Петербурга, а для ленинградца-петербуржца блокадная тема – живая боль, потому что совершенно непонятно, как люди смогли перенести этот ужас. Мои родители пережили блокаду Ленинграда и не могли говорить о тех днях без слез, без спазма в горле.

В 2024 году 27 января исполнится 80 лет со Дня полного снятия блокады Ленинграда, в связи с этим событием отдельный раздел – публикации руководителей школьных музеев, посвященных Блокаде.

Есть немало много музеев, посвященных тем страшным дням: «Блокада Ленинграда: все музеи Петербурга» (https://spbcult.ru/articles/podborki-mest-sankt-peterburga/blokada-leningrada-vse-muzei-peterburga/)

Но особое место среди блокадных музеев занимают школьные музеи. В таблице – только некоторые из них.

Школа

Названия музея

Ссылка на материалы музея

Школа №235 им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтей-ского района, набережная реки Пряжки, д 4-6

«А музы не молчали»

http://school235.ru/units/museum/

Гимназия 166 Центрального района, Прудковский пер., 1/8

«Школа. Война. Блокада»

https://xn--166-8cdozfc7ak5r.xn--p1ai/index.php/home/museum

Гимназия 295 Фрунзенского района, проспект Славы, 40

«Бессмертный Ленинград»

http://school295.spb.ru/gimnazistam/shkolnaja-zhizn/

Школа 189 им. А. И. Маринеско Центрального района, ул. Пестеля, 16Б

«Из истории подводных лодок типа «С» Краснознаменного Балтийского флота»

https://sch189.spb.ru/index.php/patrioticheskoe-vospitanie/muzej-imeni-a-i-marinesko

Школа 496 Московского района, Варшавская улица, 51, корпус 2

«Осталась в памяти война» имени гвардии лейтенанта М.С. Ибрагимова

https://school496.ru/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9.htm

Школа 327 Невского района, ул. Ткачей, 9

«Мы помним! Мы гордимся!»

https://327spb.edusite.ru/p118aa1.html

Почему столь важны и удивительны школьные музеи, посвященные войне и Блокаде? Потому что они создавались силами обычных людей, ленинградцев-блокадников. Потому что они хранят память о жизни ленинградских семей в дни Блокады. Потому что они передают атмосферу жизни в блокадном городе.

Совершенно поразительный школьный музей «А музы не молчали» школы 235 Адмиралтейского района с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла [3].

Экспозиция музея уникальна: ни один из музеев Санкт-Петербурга так полно и подробно не рассказывает о духовной жизни осажденного города, о его огромном творческом потенциале, востребованном жителями в годы войны, о людях искусства, о трагических судьбах ленинградцев. Музей насчитывает более 20000 тысяч подлинных экспонатов, рассказывающих о культуре и искусстве блокадного Ленинграда.

Один из залов музея посвящен исполнению 7-й «Ленинградской» симфонии Д. Д. Шостаковича. Среди экспонатов – подлинные инструменты, на которых произведение было исполнено 9 августа 1942 года, стулья из филармонии, на которых сидели музыканты в тот легендарный день, фрак, дирижерская палочка и личные вещи дирижера Карла Ильича Элиасберга. В центре зала расположился рояль из Союза композиторов, к клавишам которого в свое время прикасались пальцы многих выдающихся композиторов.

Другие школьные музеи хранят память о войне – память тех, кто ею делился, кто ее сохранял, – и они пронзительны, поскольку описывают жизнь осажденного города по-разному, но все вместе рассказывают полно и достоверно о тех днях, о взрослых и детях, об улицах и площадях, иногда о животных.

На базе музеев, посвященных войне и Блокаде, может проводиться большая учебная и воспитательная работа. Назовем некоторые ведущие направления:

  • организация силами учащихся временных экспозиций, посвященных памятным датам: 8 сентября, 18 и 27 января, 9 мая;
  • выполнение проектов, ориентированных на изучение экспозиций музеев;
  • волонтерское движение, связанное с пополнением экспозиций музеев на основе экспонатов, переданных семьями;
  • участие в общероссийских мероприятиях, в частности представление экспонатов в Музее Победы в Москве, в государственных и частных музеях Санкт-Петербурга;
  • работа с немногими оставшимися в живых ветеранами – жителями блоканого города.

Большую роль в работе таких музеев может играть цифровизация. Срздание коллекций видео- и аудиоматериалов, 3D-моделей и макетов памятников, посвященных войне и блокаде, выпуск книг с дополненной реальностью – все это овеществление и сохранение памяти, которое так важно для будущих поколений, поскольку люди уходят, а память остается.


Информационные ресурсы

  1. 30 памятных мест Ленинградской блокады [Электронный документ]. URL: https://kudago.com/spb/list/pamyatnye-mesta-leningradskoj-blokady/ (Дата обращения 04.12.2023)
  2. Блокада Ленинграда: все музеи Петербурга. [Электронный документ]. URL: https://spbcult.ru/articles/podborki-mest-sankt-peterburga/blokada-leningrada-vse-muzei-peterburga (Дата обращения 04.12.2023)
  3. Сайт школы 235. [Электронный документ]. URL: http://school235.ru/ (Дата обращения 04.12.2023)


Музей школы 188 Красногвардейского района

  1. Визитная карточка школы

    • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №188 с углублённым изучением мировой художественной культуры Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Героя Советского Союза Л.Г. Белоусова.
    • Адрес: ул. Маршала Тухачевского, 17.
    • Школа открыта в 1967 году.
  2. Визитная карточка школьного музея

    • Музей истории 4-го Гвардейского истребительного авиационного ордена Ушакова полка военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота.
    • Открыт 03 марта 1975 года.
    • Основная цель деятельности – формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к традициям школы, города и страны.
    • Направления работы музея:
      • экскурсионно-массовое,
      • научно-исследовательское,
      • работа с фондами музея.

Музей посвящён истории 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка (ГИАП). Разделы его экспозиции освещают боевой путь полка, рассказывают о Героях Советского Союза, об их жизни и подвигах. Особое место в экспозиции занимает раздел, посвящённый личности Героя Советского Союза Леонида Георгиевича Белоусова.

Создание музея началось со знакомства с легендарным лётчиком Белоусовым. Необычная его судьба заинтересовала педагогов, учащихся и их родителей. В течение нескольких лет с помощью командира полка Бориса Ивановича Михайлова и других лётчиков инициативной группе во главе с директором школы Риммой Константиновной удалось собрать интересные вещественные и документальные материалы о лётчиках 4-го ГИАП, что стало основанием для создания музея. Открытие музея было приурочено ко дню рождения Леонида Георгиевича Белоусова. В силу обстоятельств музей пришлосьвременно закрыть в начале 2000-х годов. После капитального ремонта школы он получил отдельное помещение, открытие возрождённого музея состоялось 6 марта 2010 года.

Трубка, махорка, шлемофон и фотокарточка Леонида Георгиевича Белоусова

Макеты самолетов, на которых летали летчики полка

Медали летчиков

Летное снаряжение летчиков 4-го ГИАП

Значительная часть экспонатов передана музею ветеранами 4 ГИАП и их родственниками. Особую ценность в музее имеют личные вещи Леонида Георгиевича Белоусова (трубка, махорка, шлемофон и фотокарточка).

В музее хранятся уникальные вещи: портрет Леонида Георгиевича Белоусова, нарисованный историком-архивистом Алёной Остин из США, шарф погибшего лётчика Владимира Петрова, сфигмоманометр – подарок великого русского композитора Сергея Рахманинова, шлем лётчика Василия Голубева, личные вещи полковника Бориса Михайлова (погоны, ордена), медали и ордена, переданные музею в дар ветеранами полка и жителями Красногвардейского района.

На базе школьного музея для учеников школы проводятся экскурсии, уроки мужества, кинолектории и другие мероприятия учебно-воспитательного характера.

Руководитель музея ведёт учёт и контроль сохранности основного и второстепенного фондов музея, проводит работу по информационному освещению фондов музея, фотоархива и видеоархива среди учащихся школы, общественности района и города, оказывает содействие в популяризации музея посредством участия в акциях, конкурсах и иных мероприятиях.

Руководитель курирует деятельность актива музея. Актив занимается разработкой и проведением экскурсий и тематических мероприятий в течение учебного года. Актив поддерживает группу музея в социальной сети ВКонтакте (кликабельно), отражая события из жизни музея.


Оцифровка экспонатов, цифровая версия экспозиции: https://vk.com/museum_4giap?z=album-117211672_276352992

Интерактивная экскурсия по музею 4-го ГИАП: https://www.youtube.com/watch?v=V214PccNEFU



Музей «Память» школы 147 Красногвардейского района

  1. Визитная карточка школы

    Название

    Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

    Адрес

    СПб пр. Косыгина, д.10 к. 2, литера А

    Время открытия

    1985

  2. Визитная карточка школьного музея

    Название

    «Память»

    Когда создан

    2003

    Основная цель работы музея

    Деятельность школьного музея – часть педагогического процесса, имеет ярко выраженную образовательную направлен-ность. Ведется активное вовлечение учеников в деятельность и сотворчество со взрослыми – педагогами, родителями, партнёрами

    Направления работы музея

    • Работа с активом
    • Экскурсионно-массовая работа
    • Работа с фондами
    • Научно-экспозиционная деятельность
    • Поисково-собирательная деятельность
    • Научно-исследовательская работа

    Кураторы музея и авторы материалов

    Зам. директора по воспитательной работе — Милованова Людмила Афанасьевна
    Заведующий музеем — Пономаренко Елена Леонидовна

Музей «Память» был основан в 2003 году как подарок к 300-летию Санкт-Петербурга. В этом году наш музей отмечает 20-летний юбилей. У истоков его создания стояла Л.А. Милованова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы.

В 1995 году к 55-летию Победы в библиотеке школы №147 проходила выставка. На ней были представлены книги о героях Великой Отечественной войны, но наряду с книгами – предметы, вещи и документы, связанные с событиями войны и блокады, принесенные учителями нашей школы. Тогда-то и родилась идея создания специальной музейной экспозиции «Времен связующая нить», посвященной событиям ВОВ и блокаде Ленинграда. Экспозиция была задумана как «комната памяти».

Администрация школы выделила под эту «комнату памяти» небольшое помещение, был сделан ремонт, и творческая группа учителей и учащихся создала экспозицию, которая существует до сих пор. Из временной выставки она превратилась в полноценный музей, который был зарегистрирован и получил паспорт в 2016 году.

Наш музей – это общественное объединение, созданное совместными усилиями коллектива. Он является структурным подразделением школы и центром патриотического воспитания школьников, имеет военно-историческую направленность. Экспозиция посвящена Великой Отечественной войне и Блокаде Ленинграда.

Музейная экспозиция состоит из трех разделов.

Разделы 1-2. Война и Блокада в документах, фотографиях, предметах. Все экспонаты, имеющие каждый свою историю мужества, стойкости, жизнелюбия, и по сей день занимают почётное место в разделе экспозиции «Война и Блокада в документах и предметах.

У входа посетителей встречает бюст великого полководца А. Суворова. Закономерно, что мы открываем экспозицию музея изображением легендарного генералиссимуса, не проигравшего ни одного сражения. А в годы блокады Ленинграда известный памятник у Троицкого моста не стали прятать и укрывать, т.к. была вера, что пока монумент стоит на своём месте, фашисты в город не войдут.

Наш бюст был сделан учениками школы – братьями А. и С. Шкотовыми под руководством учителя черчения А.И. Стрелкова.

В этом разделе экспозиции мы подробно знакомим посетителей с биографиями героев-фронтовиков: лётчика Петра Карповича Петрова, партизана-художника Григория Григорьевича Пономаренко, артиллериста Валерия Ивановича Стрельцова, пехотинца Евгения Дмитриевича Авдашева.

В нескольких витринах этого раздела можно увидеть пронзительные экспонаты, найденные поисковиками на местах боевых сражений за Ленинград.

Вот фотография девушки в морской форме. Мы не знаем её имени.

Как вы думаете, что чувствуют люди, когда в поиске находят погибшего с хорошо сохранившейся фотографией, с которой смотрит девушка, чьи останки только что сложили в мешок? Рядом находилась сумка, медицинские бинты, маленькое зеркальце, расчёска. На шее самодельные бусы. Даже на войне девушка оставалась девушкой! Смотря в пустые глазницы, понимаем, что когда-то раньше это были красивые глаза. Понимаем, что когда-то раньше она дышала, радовалась, мечтала, верила и любила. Понимаем, что тогда, на войне отдала за нас свою жизнь.


Неизвестная медсестра

Говорят, что война не закончится, пока не будут найдены и похоронены все погибшие воины. В прошлом году нам передали фрагмент подошвы детской обуви и зубную щётку с надписью: «Сергей 12 лет». Кто ты, Сергей 12 лет? Как попал в окопы действующей армии на Синявинских высотах?

Ещё один пронзительный экспонат – маленькая пластмассовая куколка (пупс), найденная в руке погибшего бойца. Бойца опознали по скрутке, сохранившейся в смертном медальоне, и передали родным. Солдат «вернулся» домой спустя почти 80 лет. На момент поиска в живых из родственников осталась только дочь, которая перед отправкой отца на фронт отдала ему свою любимую игрушку, и папа обещал вернуться.

В 2017 году в нашей экспозиции появился раздел, посвященный Невскому Пятачку. Тогда, весной 2017 года, один из классов нашей школы побывал на месте этих героических боёв. Всё увиденное потрясло, и школьники Миша Малышев и Костя Кораблёв позднее, уже с родителями, поехали туда ещё раз.

Гуляя по местам боёв, они нашли лежащие на земле (скорее всего найденные поисковыми отрядами) каску советского воина, штыковую лопатку, патроны, минные оперения. И ещё ребята увидели, как мужчина, гуляя со своей собакой, бросает ей в качестве палки фрагмент винтовки Мосина. Тогда и пришло твёрдое решение забрать эти находки и передать их в школьный музей. Потом был собран исторический материал. Так появилась наша экскурсия «Бой длинной в три года».


Смертный медальон с Невского пятачка

Есть у нас и свой Бессмертный полк. С фотографий смотрят фронтовики и блокадники – родные наших учителей и учеников.


Школьный Бессмертный полк

Конечно, не все экспонаты возможно выставить в небольших помещениях музея. Они хранятся в методическом фонде. Это большая коллекция газет и журналов военного времени, писем, фотографий, документов, открыток – они демонстрируются на временных выставках, на площадках школы, района и города.

Раздел 3. Инсталляция «Комната блокадного жителя»

Раздел экспозиции погружает посетителей в атмосферу блокадного быта. Прихожая, кухня, столовая, уголок швеи наполнены предметами и вещами того времени. За каждым предметом стоит своя блокадная история, позволяющая перелистывать страницы трагического времени.


Комната жителя блокадного Ленинграда


Прихожая

Мы говорим с учениками об условиях выживания в блокадном городе: питании, обогреве жилья, снабжении водой, о получении информации по радио, о работе почты и даже о праздновании Нового Года. Рассказ сопровождается показом довоенного ватного Деда Мороза, коллекцией подлинных ёлочных игрушек, в которую входит ватный мандарин. Дети, замерев, слушают легендарную историю о доставке в блокадный Ленинград мандаринов, которые являлись самым желанным подарком, – их привёз по Дороге Жизни с огромным риском для жизни водитель Максим Твердохлеб.

У окна, закрытого маскировочным затемнением, установлена печка-буржуйка. На круглом столе на вязаной скатерти стоит не только посуда с образцами хлеба, который выпекали в разное время блокады по разной рецептуре, но и блокадное лакомство – дуранда. А рядом лежат письма с фронта и карточки на продукты, дающие надежду выжить и дождаться возвращения родных и близких с фронта.

По экспозиции посетителей сопровождают дети – экскурсоводы из музейного актива. Затем экскурсантам предлагается провести небольшие исследования или выполнить практическую работу: сложить и оформить письмо-треугольник, создать цифровой вариант поздравления ветеранов, исследовать, ответить на вопросы, рассмотрев предметы и документы, заполнить страницу дневника перьевой ручкой-вставочкой, расшифровать скрутки из смертных медальонов. Такая рефлексирующая деятельность позволяет отожествлять себя с героическими соотечественниками.

Сегодня для многих прошедшая война и Блокада не представляют особого интереса. Зачем вспоминать о том, что давно пережито – и не осталось тех, чьей жизнью были эти события? Мы считаем главной целью через экспонаты музея донести до посетителей историю страны, Ленинграда, людей, переживших войну и Блокаду. Это не просто: ведь приходится говорить не только о подвигах, но и о смерти, а наша зрительская аудитория в основном школьники, начиная со 2-х классов. Мы используем в экскурсиях-занятиях различные интерактивные приёмы, позволяющие привлечь внимание ребят и оставить след в душе каждого.

Стремительно бежит время, меняется жизнь, но понятия «патриотизм», «гражданственность» остаются актуальными во все времена, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства. А связующей нитью между поколениями является чувство исторической памяти, воспитанию которой в школе № 147 помогает музей «Память», посвященный событиям Великой Отечественной войны и блокаде Ленинграда.

Наш музей живёт насыщенной, интересной жизнью. Усилиями музейного педагога Е.Л. Пономаренко и членов музейного актива регулярно проводятся экскурсии и музейные занятия как для наших учеников, так и для учащихся других школ и гостей школы.

В целях популяризации музея и расширения зрительской аудитории в нем проходят встречи с музейными активами школ нашего района и города.

Музей проводит работу не только в стенах школы. Экспонируя наши коллекции за её пределами, мы принимаем участие как в традиционных выставках с показом экспонатов, так и в современных онлайн-выставках и проектах с использованием современных компьютерных технологий, в которых принимают участие педагог и члены музейного актива.

Площадками для выставок экспонатов нашего музея были

  • музей А.А. Ахматовой;
  • Железнодорожный музей с выставкой «Война, Блокада, я и другие», в котором наши дети проводили экскурсии для обычных посетителей;
  • мультимедийный исторический парк «Россия – Моя история»;
  • тематические выставки в районных библиотеках;
  • ДДТЮ «На Ленской».

В период пандемии мы принимали участие в виртуальных проектах с применением цифрового ресурса – онлайн-доски «Padlet»: «Новый год настаёт», «Война. Ленинград. Блокада».

Наши ученики принимают активное участие в музейном конкурсном движении на уровне района и города. В этом учебном году наш музей отмечает не только свой 20-летний юбилей. В январе 2024 года минет 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от Блокады. Как торжественно и многолюдно всегда было в нашей школе в эти дни и 9 мая! И теперь мы со светлой грустью будем вспоминать наших ветеранов.

А музей всегда открыт для жителей микрорайона, учащихся школ и всех желающих прикоснуться к военной истории. Ведь музей – это место, где тишина говорит громко, это место, где многому можно научиться, это место, где живёт «Память».


Музейный актив

Это особенно важно, когда мы говорим о детях, о тех, кто должен высказывать смелые мысли, многое анализировать, взрослеть и создавать свою историю. Нам всем есть о чём задуматься, что сказать.



Музей «Юные участники обороны Ленинграда»

Школа № 210 расположена в историческом центре города, выходит фасадом на Невский проспект. Она хорошо известна лаконичной надписью на стене, превращенной в мемориал: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!»

За годы советской власти на участке Невского проспекта от Адмиралтейства до площади Восстания был построен только один дом – здание школы № 210. Построен по проекту архитектора Бориса Рафаиловича Рубаненко всего за 53 дня. Первых учеников школа приняла 6 октября 1939 года.

Надпись на фасаде – предупреждение, которое напоминает о героической 900-дневной блокаде Ленинграда и о великом гражданском подвиге ленинградцев. Она была восстановлена – такая же, как в 1943 году, – в 1964 году по инициативе поэта Михаила Дудина.

С 1949 года ежегодно 27 января в школе проводятся митинги, выставки экспонатов, посвященные освобождению блокадного Ленинграда. Затем присоединились еще две памятные даты: 8 сентября – начало блокады и 9 мая – день Победы.

Эти традиции не прерываются.

Одним из особенных моментов 900-дневной блокады Ленинграда было участие в обороне города детей и подростков. Именно им – юным гражданам блокадной поры – посвящена экспозиция музея школы № 210 «Юные участники обороны Ленинграда».

27 января 1974 года, в день 30-летия полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады, торжественно открыл двери школьный музей «Дети блокадного Ленинграда» – так он назывался тогда.

Военная судьба школы неотделима от судьбы осажденного города, его защитников. В блокаду в здании школы уроков не было, здесь находился штаб МПВО и эвакопункт. Во дворе школы проходили занятия пожарной части МПВО. А дети помогали взрослым работать на оборону города.

В музее хранится память обо всем, что связано с жизнью детей и подростков блокадной поры. В фондах музея – редкие подлинные экспонаты: документы, письма, частные архивы ленинградцев, дневники о блокаде, фотографии, предметы быта, школьные пособия.

Особое место в экспозиции музея занимают следующие коллекции:

  • открытки, газеты;
  • нумизматика;
  • изделия по рукоделию;
  • карикатуры известного художника Владимира Гальбы на военно-политические темы 1941-1945 годов, которые публиковались в газете «Ленинградская Правда» в дни блокады;
  • столярные инструменты;
  • школьные пособия – таблицы и альбомы по истории, русскому языку и литературе, биологии, географии, отлично сохранившиеся пособия по минералогии, чучела животных, птиц, гербарии, приборы для лабораторных работ по биологии 1910, 1938,1939 годов выпуска;
  • лампы, чемоданы, столовые приборы, одежда, обувь.

Разделы экспозиции музея:

  1. «Архитектурные раны Ленинграда в блокаду»,
  2. «Блокадное детство»,
  3. «Учеба и общественная работа школьников в блокадном городе»,
  4. «Жилая комната в блокаду»,
  5. «Школьная столовая в блокаду»,
  6. «Школьный класс в блокаду»,
  7. «Трудовая повинность старшеклассников в блокаду»,
  8. «Работа почты в блокаду»,
  9. «Сатирические карикатуры на тему военно-политических событий 1944 года»,
  10. «Класс трудового обучения»,
  11. «Пионерский уголок».

В экспозиции музея есть пять интерьерных зон, что дает возможность посетителям вжиться в атмосферу подлинных событий блокадного города. Здесь можно провести урок: есть классная доска и парта, подготовлены к работе пособия. Можно попробовать написать письмо, используя письменные принадлежности из экспозиции, накрыть стол в школьной столовой, поработать за станком или при помощи старых инструментов выполнить небольшую столярную работу.

Пособия по биологии 1938 года выпуска.

Трудовая повинность старшеклассников в блокаду.
Комсомольские отряды самозащиты. Общественная работа старшеклассников комсомольцев.

Школьный класс в блокаду

Школьная столовая в блокаду

Класс трудового обучения

Жилая комната в блокаду

Особую роль в создании атмосферы подлинности играют приемы освещения (в зонах используются светильники – лампы керосиновые или с восковыми свечами, фитильки) и звуковой ряд (записи мелодий, песен и шумового сопровождения воздушной тревоги и т.п.)

Экспозиционное поле, какой-либо темы построено так, чтобы не требовалось наличие этикетки у каждого экспоната или присутствие экскурсовода.

Поэтому создается смысловая ситуация, где посетителю надо задуматься, вжиться в ситуацию, понять и почувствовать, погрузиться в далекое время, в трагические блокадные дни. Замысел музея рассчитан на самостоятельно-смысловую работу с материалом экспозиции или на сотрудничество с экскурсоводом в обсуждении темы раздела, будь то взрослый или ребенок.

Для ветеранов – детей блокадного Ленинграда было важно оставить память о блокадном детстве, рассказать следующим поколениям, как учились, жили, работали дети блокадного ленинграда в условиях постоянных бомбежек, холода, голода. Как было важно в не потерять человеческое достоинство, ценить дружбу, проявлять чувства сострадания.

Примером для школьников блокадного города были герои-фронтовики. Ребята мечтали поскорее вырасти, пойти на фронт. Взрослые объясняли ребятам, что их долг – помогать Родине на трудовом фронте, что каждодневный труд, приближающий Победу, это их вклад в общее дело. С 14 лет подростков мобилизовывали на трудовой фронт – это ответственность, которая легла на их детские плечи совсем не в детских условиях блокадной жизни города. Кто мог, кому было по силам, работали на заводах и фабриках, школьники тушили зажигалки, с 12 лет была мобилизация на сельскохозяйственные работы, заготовку дров. 

Музей хранит память о блокадном детстве, прикосновение к которому рождает в душах сегодняшних школьников патриотические чувства.

Благодаря школьному музею обновлены внеурочные формы работы с учащимися по истории и обществознанию (в частности, по изучению истории Второй Мировой войны, истории обороны Ленинграда).

Для работающих в школьном музее важно постоянно поддерживать связи с другими профильными учреждениями: в частности, школьными музеями, научными отделами городских музеев, частными коллекционерами. Музей ведет активную общественную деятельность, формы которой разнообразны. Сотрудничество с общественными организациями делает деятельность музея общественно значимой, мы ощущаем себя в движении и ритме жизни города, страны.

Особое место в работе музея занимает совместная деятельность с общественной организацией ветеранов.

Особое место нахождения музея – исторический центр города, где каждый день бывает много гостей, поэтому музей посещают гости из разных городов России и зарубежных стран, что налагает на нас особую ответственность.

Памятная надпись и музей стали особым местом памяти о блокаде Ленинграда. И мы делаем всё возможное, чтобы сохранить эту память и передать её следующим поколениям.



Школьный музей: роль в работе школы, возможности, достижения, перспективы развития

  1. Визитная карточка школы

    • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 85 Петроградского района. Певческий переулок, 4а.
    • Была основана в 1904 г. как Константиновская женская гимназия.
  2. Визитная карточка школьного музея

    • Интерактивный музей гимназии, создан в 2018 г.
    • Основная цель работы – сохранение информации о важнейших событиях истории гимназии № 85, об учениках, учителях и выпускниках гимназии, а также создание базы интерактивных материалов для уроков по предметам гуманитарного цикла.
    • Направления работы – индивидуальные проекты учащихся 8-11 классов, групповые проекты под руководством учителей.

Интерактивный музей гимназии № 85

Наша гимназия свою историю начала в 1904 г. как Константиновская женская гимназия. Гимназия много раз меняла свое название. В 1999 г. произошло последнее переименование, и сегодня мы – гимназия № 85 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Гимназия активно сотрудничает с различными учебными заведениями города, принимает участие в конкурсах и проектах. В настоящее время в учреждении существует интерактивный музей, работа в котором ведется на протяжении нескольких лет.

Музей истории школы существовал на протяжении многих лет, с 50-60 годов ХХ века. Однако в 2018 году появилась идея преобразовать формат школьного музея и сделать его интерактивным. Гимназия № 85 выражает огромную благодарность депутату Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Юрию Николаевичу Гладунову, который оказал неоценимую помощь в создании интерактивной части музея и выделил средства на покупку уникального оборудования.

Мультимедийное оборудование музея представляет собой сложный комплекс видео- и аудиосистем. Проекты для интерактивного музея создаются в программе omnitapps composer, а воспроизводятся в программе omnitapps player.

Основные задачи нашего музея – сохранение информации о важнейших событиях истории гимназии, об учениках, учителях и выпускниках гимназии, а также создание базы интерактивных материалов для уроков по предметам гуманитарного цикла. Материалы, созданные в рамках музея, обладают большим образовательным и воспитательным потенциалом и активно используются учителями на уроках и внеурочных занятиях.

В работе с интерактивным музеем гимназии можно обозначить несколько направлений. Первое направление связано индивидуальными проектами учащихся 8-11 классов. Учащиеся старших классов под руководством учителей каждый год работают над темами, связанными с историей Петроградского района, нашего города, с историей и культурой России. В сентябре учащиеся выбирают тему, на протяжении учебного года в кабинете Музея готовят материалы, а завершается проект публичной защитой работы и обсуждением.

В работе с интерактивным музеем гимназии можно обозначить несколько направлений. Первое направление связано индивидуальными проектами учащихся 8-11 классов. Учащиеся старших классов под руководством учителей каждый год работают над темами, связанными с историей Петроградского района, нашего города, с историей и культурой России. В сентябре учащиеся выбирают тему, на протяжении учебного года в кабинете Музея готовят материалы, а завершается проект публичной защитой работы и обсуждением.

Второе направление работы интерактивного музея гимназии – это проекты, которые учащиеся реализуют, работая в группах различного состава под руководством учителей. Например, учитель информатики совместно с учащимися реализовала проект по Посадскому округу, его истории, архитектуре. На протяжении нескольких лет ведется работа над проектом «Фронтовики Великой Отечественной войны». В рамках этого проекта ребята совместно с учителями истории занимаются сбором информации о своих родственниках – участниках Великой Отечественной Войны. Результаты работы учащихся и педагогов представлены в виде личных страниц фронтовиков, которые создаются в пространстве интерактивного музея. Цель этого проекта – сохранить память об участниках войны, их вкладе в победу и подвигах, а также передать знания об этом следующим поколениям.

Еще один проект, который создается в рамках интерактивного музея в настоящее время, – проект «Выпускники гимназии № 85». У гимназии интересная и насыщенная событиями история. В пространстве интерактивного музея аккумулируется информация о выпускниках гимназии, с которыми есть возможность пообщаться лично или дистанционно, эта информация структурирована в определенном формате и ляжет в основу галереи выпускников гимназии № 85. Сотрудниками гимназии была разработана специальная анкета, в которой собраны вопросы, разделенные на пять блоков (личные данные, учеба, педагоги, время и традиции и др.), в работу на нынешнем этапе проекта включены учащиеся гимназии, родители, выпускники разных лет, учителя, являющиеся выпускниками гимназии, сотрудники библиотек.

Интерактивный музей гимназии № 85 Петроградского района Санкт-Петербурга дает возможность учащимся научиться работать с разными типами информации, систематизировать различные типы данных, анализировать их и представлять в разных форматах готовый продукт своей деятельности. Работа с интерактивным музеем имеет и воспитательное значение. Материалы, с которыми работают учащиеся и педагоги, связаны с патриотическими ценностями и формируют аксиосферу школьников. Школьники учатся сотрудничеству, сотворчеству, командной работе с учителем и другим учащимся.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика