25 марта 2024 года



ГИМНАЗИЯ № 157 ИМ. ПРИНЦЕССЫ Е. М. ОЛЬДЕНБУРГСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Репортаж – Лебедева Маргарита Борисовна


Открытие семинара. Директор гимназии Сидоров Евгений Петрович


Выступление на пленарной части семинара-практикума

Площадка представляла результаты своей экспериментальной работы по использованию SMART-карт в образовательной деятельности.

Смарт-карта (smart-карта) – это цифровая карта, построенная на принципах технологии ментальных карт, опорных конспектов, используемая как инструмент оптимизации процесса мышления.

Цифровые смарт-карты используются в гимназии как средство развития креативного мышления обучающихся, их личностных и метапредметных компетенций, творческой индивидуальности.

Опыт использования смарт-карт очень интересен для педагогов школ, преподавателей системы профессионального образования. Их использование позволяет обеспечить структурирование, ранжирование и систематизацию учебного материала, появляется возможность выстроить учебный материал в виде системы понятий, имеющих строгую иерархию и систематизацию.

Примеры Смарт-карт.


Смарт-карта по английскому языку


Мастер-класс по использованию смарт-карт при изучении английского языка


Работа со смарт-картой на мастер-классе

С помощью этой карты обеспечивается работа с текстом, в котором есть пропуски. Для того чтобы вставить пропущенные данные, ученики используют qr-коды. Зашифрованы могут быть тексты, аудио- или видеокасты. Смарт-карта позволяет обеспечить самостоятельную работу учащихся и одновременно является средством систематизации материала по изучаемой теме. Смарт-карты удобно использовать тогда, когда в классе ограниченное количество компьютеров, но нужно обеспечить использование цифровых технологий для мотивации и повышения интереса к изучаемой теме. Учащиеся на уроке могут использовать планшетные компьютеры или смартфоны, они оказываются вовлеченными в образовательный процесс и становятся активными участниками урока.


Смарт-карта по физике


Мастер-класс «Смарт-карты при изучении физики»

Смарт-карта по физике представляет материал по теме «Электромагнитная индукция». Карта может быть использована на первом (вводном) уроке по теме, чтобы представить обобщенно, что будет изучаться по теме, на всей серии уроков и на итоговом уроке. Учащиеся обычно перед изучением темы имеют распечатанный вариант смарт-карты, заполнение такой карты происходит на всех этапах изучения темы.

Интерес также представляет такая форма работы на уроке как «работа в углах», которая была представлена учителями истории гимназии.


Организация пространства класса при работе в углах


Мастер-класс «Работа в углах» на уроках истории

Работа в углах требует особой организации учебного пространства. «Углы» должны находиться на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы во время работы дети не мешали друг другу. В то же время каждый угол должен быть организован таким образом, чтобы дать рабочее место сразу нескольким ученикам. В маленьком классе наиболее эффективным является расположение парт попарно в виде буквы «Г» или угла. Это дает возможность разместить в кабинете до семи углов. Учащиеся могут свободно передвигаться по классу во время работы и занимать любое удобное для работы место. Каждый «угол» следует снабдить табличкой с названием и несколькими копиями заданий для выполнения.

При такой форме работы учащиеся в разном порядке проходят все «углы», выполняют все задания, затем подводятся итоги. Смарт-карты являются при этом средством обобщения и систематизации изученного на уроке.

На площадке была организована работа следующих мастер-классов:

  • «Использование цифровых карт как средство персонификации в урочной и внеурочной деятельности»,
  • «Применение технологии проектного обучения с использованием SMART-карт на интегрированных уроках биологии и географии («Биосфера в банке»)»,
  • «Роль SMART-карты в технологии «работа в углах»,
  • «Исследовательская работа на основе SMART-карт – одна из форм персонификации обучения»,
  • «Использование SMART- карты как средство обобщения и систематизации знаний на уроках английского языка»,
  • «Использование интеллект-карт на уроках физики как средство развития образного мышления»,
  • «Метод SMART-карт при использовании технологии проблемного обучения»,
  • «Разработка цифрового продукта как один из результатов реализации экспериментальной работы».

Все участники могли посетить все мастер-классы и получить комплексное представление об инновационной работе гимназии.


ШКОЛА № 616 «ДИНАМИКА» АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Репортаж – Поршнева Сания Эльмаровна

Мастер-класс «Практика применения методов обучения в сотрудничестве для обучающихся общеобразовательных школ и обучающихся с НОДА на разных предметах школьной программы» превратил слушателей в учащихся, которые решали учебные задачи в командах, демонстрируя свои навыки коммуникации, проявляли креативность и включали критическое мышление.


Введение в тему мастер-класса. Поршнева Сания Эльмаровна

Участникам форума были даны некоторые техники для развития мягких универсальных навыков, которые не связаны с учебными предметами, с профессией, а пронизывают всю деятельность человека.

Для этого сначала они превратились в класс общеобразовательной школы, которыми руководили 11 учителей Новинской школы из Нижнего Новгорода. «Ученики», работая в команде, получили представления на пяти примерах, как командное взаимодействие учит

  • принимать общие цели,
  • договариваться,
  • выбирать роль, эффективную в данный момент для команды,
  • проявлять инициативу и мотивировать.

Во второй части мастер-класса участники «обкатывали» приёмы самостоятельно, каждый побывал в роли учителя и вёл команду, действуя по инструкции.


Работа команд

Участники оставили свои отзывы, некоторые из них представлены ниже:

  • «Дорогие коллеги, спасибо огромное за погружение в такие важные и нужные приемы, которые помогут нам и нашим детям развивать навыки XXI века. Эта поездка – глоток свежего воздуха!»
  • «Спасибо огромное за интересный, очень познавательный мастер-класс, а также за необычную подачу!»
  • «Спасибо большое! Было очень интересно и информативно. Получила большое удовольствие от мастер-класса и новую полезную информацию, которую планирую использовать в работе».
  • «Очень познавательный и полезный мастер-класс. Большое спасибо организаторам! Приемы и методы обязательно опробую в работе».
  • «Очень необычная форма проведения мероприятия!»
  • «Спасибо за интересное мероприятие!»
  • «Очень душевно и интересно! Вайфай и класс-класс непременно заберу!»
  • «Мастер-класс понравился, познавательно, весело, активно».


Участники мастер-класса


ГБОУ ШКОЛА № 169 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Репортаж – Дюдин Сергей Евгеньевич

Тема: «Разработка, апробация и использование учебных курсов «цифровой» направленности: от микроконтроллеров к робототехнике и VR»

На базе 169 школы существует Центр цифрового образования детей «ИнфинITи».

Формат работы площадки – семинар-практикум.

Что показалось интересным, на что нужно обязательно обратить внимание (по содержанию, по форме проведения)?

Большой практический интерес представляет серия учебных пособий и обучающих наборов по робототехнике, программированию и электронике созданных заместителем директора школы Ю.А. Виницким и его коллегами и выпущенных издательством BHV.

Что нужно распространять как позитивный опыт?

Электронный образовательный ресурс «Лаборатория креативного программирования». Авторы: Винницкий Ю.А., Григорьев А.Т., Калашникова М.А., Пикалов Д.А.

https://sch169.ru/innovatsionnaya-deyatel-nost/36-innovatsionnye-produkty/164-posobie-laboratoriya-kreativnogo-programmirovaniya

Впечатление от работы площадки

Основные вопросы:

  • Почему они решили стать площадкой форума? Коллектив учителей и сотрудников школы (Лаборатория проектов), возглавляемый Ю.А. Винницким, накопил очень богатый практический опыт и занят постоянным его распространением в виде семинаров, докладов, презентаций, издания справочников. Хочется отметить важную роль директора школы М.А. Калашниковой, поддерживающей педагогические и технологические эксперименты Лаборатории.
  • Почему была выбрана заявленная тема? Школа по указанным направлениям эффективно работает уже много лет. Результаты работы особенно актуальны в связи с переходом всех школ России на преподавание дисциплины «Труд». Не секрет, что во многих учебных заведениях нет учителей, оборудования и методик преподавания в области робототехники, 3D-моделирования и т.п. Опыт 169 школы может быть широко востребован в СПб и в других регионах;
  • Что дает участие в форуме педагогическому коллективу? Возможность экспериментов в области применения современных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности. Возможность изучения новых цифровых технологий, их сильных и слабых сторон, перспектив применения в школе, на производстве, в науке и в быту. Это особенно важно при сегодняшнем глубоком (иногда слишком) погружении детей в цифровую среду.
  • Что нужно делать на форуме в будущем, чтобы был результат, важный для системы образования? Продолжать популяризацию практического опыта педагогических коллективов и отдельных учителей-новаторов в области изучения и применения цифровых технологий.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМ. К.Д.УШИНСКОГО

Репортаж – Васильева Юлия Алексеевна

Тема: «Профессиональные сообщества как инструмент развития института наставничества».

Формат работы: открытая студия

На площадке рассматривалась актуальная сегодня тема наставничества.

Основные вопросы, которые обсуждались:

  • Как замотивировать наставников?
  • Будет ли продолжена работа по развитию наставничества после завершения года наставника?
  • Насколько профессиональные сообщества помогают развивать институт наставничества?

Формат мероприятия позволил непринужденно поговорить о важном – деятельности профессиональных сообществ и роли наставничества в ее реализации. Коллеги обсудили эффективные практики наставничества, региональные особенности мер поддержки наставников, вариативность сценариев профессионального развития педагогов. Состоялся разговор о разнообразии профессиональных сообществ в сфере образования, государственной молодежной политике и формированиях Общероссийского профсоюза работников образования.

Итоги работы открытой студии

  • Учитель должен быть медийной личностью – только в этом случае мы можем повысить интерес к профессии и отношение к педагогам.
  • Должно быть сформировано единое образовательное пространство в которое будут входить все образовательные учреждения от детского сада до ВУЗа.
  • Профессиональные сообщества должны быть открытыми, не формализованными, работать постоянно. Формируя сообщества, следует анализировать опыт коллег.
  • Формула эффективного наставничества: идейные люди+мероприятия+ поддержка курирующих структур (КО).
  • Я наставляемый=профессиональная деятельность.
  • Наставничество должен быть «модным».
  • Наставник и наставляемый – единое целое.

Что показалось интересным, на что нужно обязательно обратить внимание (по содержанию, по форме проведения)?

Во время работы площадки были организованы перерывы:

  • проведена онлайн-викторина с вопросами по теме наставничества;
  • рекламная пауза о реализуемых программах повышения квалификации в АППО по теме наставничества с возможностью записи на эти программы.

Форма проведения интересна, но не всегда гости студии давали полный ответ на вопрос.

Что нужно распространять как позитивный опыт?

Оригинальную смену деятельности (викторина и рекламная пауза).


ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 12 КУРОРТНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Репортаж - Иванова Татьяна Юрьевна

Тема: Цифровая трансформация образовательной среды ГБДОУ и управление её компонентами

Формат работы площадки: семинар-практикум.

Интересным было вовлечение участников семинара в диалог, грамотно выстроенные маршруты групп.

Детский сад является победителем городского педагогического марафона «Цифровые ступени»-2024 для ДОО. В рамках марафона они представляли мобильное приложение «Детский сад на ладони» для управления образовательной средой детского сада. Приложение демонстрировалось на семинаре.

Детский сад на ладони

https://disk.yandex.ru/d/EZXqvs2GKD1syw

Помимо этого, была представлена грамотная работа с госпабликом в ВК, ИКОП «Сферум», тематическими группами педагогов.

Основные вопросы:

  • Почему они решили стать площадкой форума? «Молодой» детский сад (открылся в 2021 г.), достаточная техническая оснащенность, активная команда педагогов, готовая отслеживающая современные тенденции.
  • Почему была выбрана заявленная тема? Над этой темой идет работа в детском саду, участвовали в конкурсе «Сильные решения».
  • Что дает участие в форуме педагогическому коллективу? Налаживание социальных контактов (т.к. детский сад расположен достаточно удаленно), благодаря участию в Форуме у детского сада появилась возможность стать наставниками по своей теме детским садам г. Калуги.
  • Что нужно делать на форуме в будущем, чтобы был результат, важный для системы образования? Детскому саду нужно транслировать свой опыт в обеспечении информационной открытости образовательной организации.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика